16.05.2024
Сущность
наркомании
Для
достаточно полного понимания проблемы противодействия распространению
наркомании, прежде всего, нужно ответить на этот кажущийся внешне простым
вопрос. Что такое наркотики и наркомания?
Наркомания –
это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих
количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической
зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае
прекращения их приема.
Термин «наркомания» происходит
от греческих слов narko – оцепенение и mania – безумие,
сумасшествие. Он очень точно отражает сущность этого психического,
социально-опасного заболевания. По определению ВОЗ, наркомания – это состояние
периодической или хронической интоксикации, вызываемое употреблением
естественного или синтетического наркотика и характеризующееся непреодолимым
влечением продолжать употребление наркотика, тенденцией увеличивать его дозу и
возникновением личных и социальных проблем. При наркомании разрушается не
только здоровье человека, но и его психика. Его поведение в обществе становится
криминогенным (преступным) и зачастую опасным для окружающих. Наркомания подобна
инфекционному заболеванию, с той разницей, что заболевают ею чаще всего
добровольно, в силу различных причин, и как правило, в подростковом и юношеском
возрасте.
Наркотики –
это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие
деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда
– неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания
и смерть.
Психоактивые
вещества (ПАВ) – это различные по своей химической структуре средства,
которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие
психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для
человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.
Наркотическая
зависимость от психоактивного вещества – это сложный феномен, включающий
психическую и физическую зависимости.
Психическая
зависимость – это болезненное стремление (психическое влечение) принимать
препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления
психического дискомфорта.
Признаками
психической зависимости являются: ясно выраженное постоянное желание продолжать
употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать
дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и
социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и
напряжения, а также нарушение сна, снижение настроения, раздражительность,
неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов, но нет
тяжелого физического дискомфорта.
Какие причины
и условия способствуют приобщению подростка к наркотикам?
Таких причин
и условий довольно много и знание хотя бы основных из них должно помочь в
целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить
врага; его нужно знать.
Глобальные
причины:
- Всеобщее
падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения;
-
Сформировавшаяся наркотическая субкультура и "мода" на наркотики
среди молодежи;
- Сложная
социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность,
обнищание населения, безработица и др.);
-
Относительная доступность наркотиков "на черном рынке" (сравнительно
невысокая цена, большое количество наркоторговцев);
- Активная
деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование
спроса на наркотики;
- Либеральный
пограничный режим или его отсутствие (открытость границ);
-
Несовершенство антинаркотического законодательства;
- Наличие
значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также
специалистов для незаконного производства наркотиков;
-
Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
Частные
причины:
-
Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные
возможности у молодежи для культурного досуга.
- Резкое
изменение социального статуса - расслоение в обществе;
- Изменение
"системы ценностей" приводит к снижению авторитета старшего поколения
в глазах молодежи;
- Ослабление
семейных связей (в частных случаях);
-
Отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень;
- Отсутствие
общественно-политической активности и социально значимых установок;
- Узкий круг
и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;
-
Неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки
на трудовую деятельность;
- Дефицит
мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений;
- Утрата
"перспективы жизни", утрата видения путей развития своей личности;
- Влияние
социальной среды вне семьи и учебного заведения, в которой находятся подростки
(двор, улица, дискотеки, клубы и др.);
- Низкая
устойчивость к психическим перегрузкам – стрессам, сложным ситуациям,
непереносимость конфликтов, низкая приспособленность к новой среде, поиск
чувственных впечатлений и сексуального опыта;
- Семьи, где
есть алкоголики, наркоманы, токсикоманы, низкий уровень семейной культуры,
малый образовательный уровень семьи, безнадзорность, неблагополучные семьи, в
том числе неполные;
- Выраженная
напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности
в общении со сверстниками, учителями, конфликты в семье, отсутствие подлинного
интереса родителей к детям, чувство одиночества, неудовлетворенность жизнью;
- Подростки,
имевшие в детстве черепно-мозговые травмы;
- Жажда
исключительности и известности любым путем;
-
Импульсивность со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений,
приятных и даже неприятных, как можно быстрее и любым путем;
- психическая
и социальная незрелость, инфантильность, недостаточное усвоение общественных
норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, подчиняемость,
готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к
криминальному поведению, агрессивность, склонность к непризнанию авторитетов,
не оправдавшиеся надежды, унижение, насилие, обман, насмешки. Обычно в такие
моменты эти подростки и юноши не получали психологической помощи и дружеской
поддержки;
-
Любопытство;
- Агрессивная
пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных
коллективов (например, регги- и рок-групп) и слабая Бессистемная
антинаркотическая пропаганда;
-
Деятельность различных сект, общественных организаций, выступающих за
легализацию наркотиков, декриминализацию ответственности за незаконные действия
с ними;
-
Недостаточный контроль над перемещением и нахождением на территории Российской
Федерации иностранных граждан, некоторые из которых занимаются торговлей
наркотиками;
- Привыкание
к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в
последние годы;
- Неудачная
попытка введения в 1985 году подобия "сухого закона", вследствие чего
определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков;
- Нередко
распространители наркотиков специально вовлекают в свои ряды молодежь. Для
этого молодого человека могут даже насильно "посадить на иглу".
Опытные преступники хорошо знают, что человек, попавший в зависимость от
наркотика, - послушное орудие в их руках и готов совершить по их указанию любое
правонарушение;
-
Немаловажную роль в устойчивости или предрасположенности детей к наркотикам
играет такая особенность в поведении родителей, как стремление самим принимать
решения за детей вопреки их желанию, прибегая сплошь и рядом к насилию над их
волей (так называемая "гиперопека"). Дети из таких семей стремятся освободиться
от жесткой зависимости, давящих на психику отношений и ошибочно видят в
неформальных группировках молодежи, в том числе наркоманов, своего рода
отдушину, возможность найти взаимопонимание со сверстниками. Компании
наркоманов в силу психологических особенностей их членов всегда стремятся
расширить свой круг. В таких компаниях, подчиняясь неписаному правилу
"быть, как все", молодые люди начинают пробовать наркотики и
втягиваются в их употребление.
Роль
семьи в профилактике наркомании
Семья, как институт
социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних
условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики
подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно важно, т. к.
самоустранение семьи в вопросах профилактики наркозависимости и делегирование
антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс
индивидуализации, что снижает его эффективность. Большинство семей весьма
успешно фильтрует внешние наркогенные угрозы (доступность наркотиков,
активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов,
неадекватная антинаркотическая или даже пронаркотическая пропаганда,
зараженность ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно
нейтрализует все внутренние – генетические, характерологические, возрастные и
социальные, обусловленный жизненным опытом, риски, присущие подростку и
делающие его особенно уязвимым.
Вместе с тем
обычные, не девиантные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному
справляются со своими протекторными функциями, обладают, можно сказать, разным
профилактическим потенциалом. Более того, среди них существует значительное
число таких семей, которые не только не защищают подростка от внешней
наркогенной угрозы, но функционируя в режиме ложных (ошибочных) или даже
патогенных родительских стратегий, сами формируют пронаркотическую семейную
ситуацию.
Типы семей по
степени выраженности профилактического потенциала
По степени
участия в защите подростка от наркотизации можно условно разделить все семьи,
если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять
следующих типов:
1) семья
протекторная (защищающая), активный участник профилактики;
2) семья
иммунизирующая, укрепляющая;
3) семья
нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков;
4) семья
гипопротекторная, гиперопекающая;
5) семья, не
способная выполнять защитную функцию.
Соответственно
каждая из этих типов семья по-разному проявляет себя по отношению к подростку и
к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия
наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства.
Так, семья
первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу.
В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении
тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой
распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного
отвержения. Детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего.
Семья второго
типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и
переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению».
Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков,
зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные
эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой
авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на
первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно
относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального
риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и
т.п.). Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что
подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи
выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции
можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки
малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоевывают. Такая
рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды
правления, не отказываются от участия в жизни ребенка и сохраняют к нему живое
участие.
Семья
третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители
практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым
подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют
антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться, что не
опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное
общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации как
невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от
активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и
окружения подростка.
Семья
четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка,
нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа
пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета
индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития.
При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать
ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы
поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая
их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная
искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна
ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к
протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к
демонстративной эмансипации.
Семья пятого
типа представляет собой пример характерного «неполного родительского
соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы
ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным»,
«нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу
за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В
вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна
ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как
правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и
наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается.
Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков,
подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это
знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает
ребенка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет.
Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он
встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает
негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает
злоупотребление ими как норму жизнедеятельности.
В
соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные
варианты антинаркотической семейной профилактики.
Семьи первого
и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной
поддержке. Им можно доверить профилактическую работу, нужно лишь укрепить веру
в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на
подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем
уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия
давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы
окружающих.
Семьи
третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных
родительских стратегий как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых
сессий.
Семьи пятого
типа нуждаются в более активных формах воздействия – контроле, обучении
эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической
мотивации.
Также большую
опасность с точки зрения формирования наркомании у подростков представляют
семьи, в которых за внешним благополучием скрываются нарушения семейного
взаимодействия, часто не осознаваемые ее членами. Неблагополучные семьи, как
правило, состоят на учете специальных социальных служб и с ними проводится
соответствующая социально-психологическая работа, направленная на профилактику
нарушений семейного функционирования. Однако психопрофилактическую работу
необходимо начинать именно с внешне благополучными семьями, чтобы увеличить их
наркоустойчивость. В связи с этим, необходимо отметить, что здоровая семья
является одним из важнейших факторов эффективной позитивной социализации
ребенка и профилактики наркомании. Среди психологических факторов, создающих
условия для злоупотребления подростками психоактивных веществ, большое значение
имеет неблагополучие в семье, а также нарушение семейного функционирования.
Таким
образом, семья также, как и окружение сверстников может быть фактором
наркозависимости. Часто родители признают необходимость проведения
антинаркотической профилактики, но обнаруживают недостаток своих педагогических
знаний. Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях
социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с
подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя
исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики. Таким
образом, обычная «нормальная» семья нуждается в укреплении внутрисемейных
отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач
по подготовки ребенка к интеграции во взрослое общество.
Методические
рекомендации родителями по профилактике наркомании
Семья играет
важную роль на всех этапах развития наркотической зависимости молодого
человека, особенно на ранних этапах возрастного периода. Для организации
целенаправленной работы по первичной профилактике наркотической зависимости
несовершеннолетних необходимо прежде всего понять, какие действия семьи
позволят снизить риск наркотической зависимости.
К таким
действиям относят:
-
нормализацию родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;
- разрешении
семейного кризиса;
- оптимизация
системы внутрисемейного воспитания;
- повышение
адекватности реагирования молодого человека на семейную ситуацию;
- повышение
ответственности членов семьи молодого человека за семейную ситуацию;
- повышение
ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
- создание
позитивного эмоционального фона семейных отношений;
Одна из самых
сложных задач в организации профилактической работы семьи заключается в
формировании мотивации и запроса на нее. Наличие в проблемных и нестабильных
семьях хронических, в том числе родительско-детских, конфликтов, обостренных
эмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмов
защиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьи
имеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и социально-
терапевтической работе. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи
(родители) начинают предпринимать какие - либо действия лишь в случае открытого
злоупотребления молодым человеком психотропными веществами, спиртными
напитками, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетается с
физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему «наркотического»
поведения.
Родителям
необходимо проводить мероприятия по профилактике наркомании у подростков.
- Создать в
семье благоприятную атмосферу, исключающей употребление наркотиков;
- Организацию
посильного труда дома;
- Способы
плотного заполнения досуга детей спортом, искусством, рукоделием, техническим
творчеством;
- Проведение
бесед о пагубном воздействии наркомании на организм ребенка:
Вот перечень
некоторых вопросов, которые следует обсудить в кругу семьи:
Почему
некоторые люди принимают наркотики.
Существует ли
безопасный способ приема наркотиков.
Причины
злоупотребления наркотиками среди молодежи.
Медицинские и
социально-правовые последствия употребления наркотиков.
Что
необходимо предпринять, чтобы избежать втягивания в процесс употребления
наркотиков.
Как вежливо,
но твердо отказаться от употребления наркотика.
- Особое
внимание обращать на поступки ребенка, и его взаимосвязь с окружающими.
Советы
родителям:
Не каждый,
кто пробует наркотик, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно,
что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик
"Наркоман!"
- это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом
- искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и
преступление!
Очень многое,
если не основное, зависит от нас - родителей, от семейного климата и
взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к
наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: Дети требуют
внимания!
Эта аксиома,
казалось бы, известна всем. Но как часто мы забываем о ней в суете будничного
труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс
воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.
1. Мамы и
папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные
темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший
интерес. О чем бы Вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им
хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.
2. Не
паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке
сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо
станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением.
3. Сохраните
доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику,
запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите
делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с
наркотиком. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к его
взрослой личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться,
пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
4. Оказывайте
поддержку. Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все, же люблю тебя -
вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен
чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить
об этом. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать
альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе
домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш
личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам
типа табака, алкоголя.
5. Обратитесь
к специалисту. Если вы убедитесь, что подросток не может справиться с
зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь,
обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с
психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее
время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с
разными врачами, выберите метод и того врача, который вызовет у вас доверие.
Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас
серьезных и длительных усилий.
Таким
образом, необходимо сформировать у подростков здоровый образ жизни, который бы
помог ребенку не поддаться на уговоры друзей испробовать психоактивные
вещества.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2024
Дата обновления: 16.05.2024
Дата публикации: 16.05.2024