17.10.2025 Урок биологии

17.10.2025

Лабораторная работа в 7 классе: знакомство с древними споровыми растениями

На уроке биологии учащиеся 7 класса погрузились в удивительный мир древнейших сосудистых растений — папоротниковидных, плауновидных и хвощевидных. В ходе лабораторной работы школьники не просто изучали теорию, а вживую работали с гербарными экземплярами, сравнивали особенности строения представителей трёх отделов, фиксировали наблюдения и делали самостоятельные выводы.

Цель и задачи лабораторной работы

Основная цель — сформировать у учащихся представление о морфологических особенностях папоротниковидных, плауновидных и хвощевидных, выявить черты сходства и различия между этими группами древних споровых растений.

Задачи:

  • изучить внешнее строение гербарных образцов;

  • сравнить ключевые признаки представителей трёх отделов;

  • зарисовать характерные особенности каждого растения;

  • заполнить сравнительную таблицу;

  • сформулировать выводы о приспособленности этих растений к среде обитания.

Ход работы: от наблюдения к анализу

Учащиеся работали с гербарными экземплярами папоротников, хвощей и плаунов, внимательно изучая их морфологические признаки.

  1. Папоротниковидные
    Школьники рассматривали:

  • перисто-рассечённые листья (вайи);

  • наличие корневища;

  • расположение спорангиев на нижней стороне листа (сорусы);

  • молодые листья, свёрнутые в «улитки».

  1. Хвощевидные
    Ученики обращали внимание на:

  • членистое строение стебля;

  • редуцированные листья, сросшиеся в зубчатые влагалища;

  • наличие спороносных колосков на верхушках побегов;

  • жёсткость стебля из-за отложения кремнезёма.

  1. Плауновидные
    При изучении плаунов ребята отмечали:

  • ползучие или приподнимающиеся стебли;

  • мелкие линейно-шиловидные листья;

  • спороносные колоски (стробилы) на концах побегов;

  • дихотомическое ветвление.

Методы фиксации результатов

Для систематизации знаний учащиеся использовали два ключевых метода:

  1. Заполнение сравнительной таблицы, где отражались:Хочу такой сайт

  • тип корневой системы;

  • особенности стебля и листьев;

  • расположение и строение спороносных органов;

  • жизненная форма (травянистое, ползучее и т. д.);

  • характерные признаки, отличающие отдел.

  1. Биологические зарисовки — ученики выполняли аккуратные рисунки гербарных экземпляров, выделяя:

  • общую форму растения;

  • детали строения листьев и стебля;

  • спороносные структуры;

  • масштабы (с указанием размеров).

Зарисовки сопровождались подписями и обозначениями ключевых частей растения.

Анализ и выводы

После практической части учащиеся перешли к обобщению полученных данных. В ходе обсуждения были выделены:

  • Общие черты всех трёх отделов:

    • размножение спорами;

    • наличие сосудистых тканей (ксилемы и флоэмы);

    • преобладание спорофита в жизненном цикле;

    • зависимость от воды для оплодотворения.

  • Отличительные особенности:

    • у папоротников — крупные рассечённые листья и сорусы;

    • у хвощей — членистые стебли и редуцированные листья;

    • у плаунов — ползучие стебли и дихотомическое ветвление.

Заключение

Лабораторная работа стала ярким примером деятельностного подхода в изучении биологии. Работая с натуральными объектами, школьники не просто запомнили термины, а увидели воочию разнообразие древних споровых растений, оценили их уникальность и место в природе. Такие практические занятия пробуждают интерес к ботанике и помогают осознать непрерывность эволюционного процесса.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2025

Дата обновления: 24.10.2025

Дата публикации: 17.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».