01.11.2024
Функциональная
грамотность — основа жизненной и
профессиональной
успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической
деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение
находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической
деятельности, и воплощать найденные решения
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ
поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования).
Формирование функциональной грамотности
рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной,
конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие
образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое
характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании
качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном
исследовании качества математического и естественнонаучного образования
(TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA).
Составляющие
функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать
и использовать письменное тексты, размышлять о них
и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию
по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения;
использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения
человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки
и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных
и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения
воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно
применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые
принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении
глобальных проблем |
Рекомендуемые
электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
· ФИОКО - Единая система оценки качества
образования
· Московский центр качества образования
· Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте
Российской электронной школы
· Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
· Открытый банк заданий
для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
· Примеры тестовых
заданий международного исследования PISA
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной
грамотности:
1. Методические
рекомендации для учителей и родителей
2. Рекомендации по
формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
3. Рекомендации по
формированию читательской грамотности
4. Сборник
информационных материалов по формированию функциональной грамотности для
учителя.
5. Функциональная
грамотность для педагога.
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию
функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий.
Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и
прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка
научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования;
сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf