Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Пояснительная записка………………………………………………………… Цели и задачи…………………………………………………………………… Планируемые результаты……………………………………………………… Календарный учебный график ………………………………………………… Учебный план ………………………………………………………………….. Содержание программы………………………………………………………... Календарно-тематическое планирование …………………………………….. Организационно – педагогические условия………………………………….. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………. Литература…………………………………………………………….. 3 5 6 7 7 7 9 11 13 14 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок» (далее – Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Минобрнауки России от 18.11.215 № 09-3442 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Направленность: художественная Актуальность программы заключается в том, что декоративное искусство, художественные ремесла играют важную роль в эстетическом воспитании учащихся. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. При изготовлении поделок из разных материалов учащиеся учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствуетболее осмысленному выбору приемов работ и развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация, лепка, вышивка, конструирование и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия по программе способствуют развитию творческих способностей, воображения, фантазии, что дает возможность социализации, а также создает основы для выбора будущей профессии. 3 Адресат: возраст: 7-11 лет. Количество учащихся в группе. 7-30 человек. Возрастные и психофизические особенности учащихся. У учащихся 7 – 9 лет в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Общая линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению Эмоционально-волевая память и внимание приобретают произвольный характер. У учащихся 10 – 11 лет происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. У детей этого возраста более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Режим занятий Объем 1 год 2 год 3 год 4 год обучения обучения обучения обучения 1 час в неделю 1 час в неделю 1 час в неделю 1 час в неделю 33 часа 34 часа 34 часа 34 часа ИТОГО: 135 часов 4 года Срок освоения Стартовый Уровень программы Индивидуальная, групповая Формы обучения Беседы, лекции, практические занятия, Виды самостоятельная работа, мастер - классы, творческие занятий мастерские, выставки, экскурсии, праздники Формы Участие в выставках, конкурсах, создание подведения творческих работ по окончании разделов, беседа, итогов викторина, тестирование, мастер-класс, самостоятельная реализации работа, проект. 4 2. Цели и задачи Цель Программы: самореализация учащихся в творчестве через раскрытие в художественной работе своей индивидуальности. Задачи: Обучающие: ознакомить учащихся с различными материалами; их свойствами; обучить навыкам и приемам работы с различным материалом (лепка,аппликация, коллаж, плетение, вышивка и т.д.); дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвета; научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороныизделия; обучить плоскостному моделированию – умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций; научить владеть иголкой, ниткой, шилом и ножницами; научить работе с трафаретами; сформировать умения следовать устным инструкциям. Развивающие: развивать у учащихся любознательность через развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, художественного мышления, конструкторских способностей; развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения; развивать координацию движений рук; развивать цветовое восприятие; расширять и обогащать практический опыт детей; создавать условия для саморазвития и самореализации детей. Воспитательные: формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе; воспитывать трудолюбие; воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность; добиваться максимальной самостоятельности детского творчества; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; расширять коммуникативные способности детей; воспитывать эстетический вкус; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать впорядке рабочее место. 5 3. Планируемые результаты Метапредметные: Познавательные: умеют осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве; Регулятивные: умеют предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); умеют выполнять задания по плану (технологической карты), сверять с ним свои действия. Коммуникативные: умеют анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); умеют адекватно воспринимать оценку педагога; Личностные: умеют правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; умеют следовать устным инструкциям; умеют экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника; умеют правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду; Предметные: знают название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин; знают правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; умеют экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея; знают название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; знают правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; 6 умеют вырезать, плести, складывать, наклеивать декорирование, объемное конструирование; умеют самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. 4. Календарный учебный график Календарный учебный график является приложением к Программе (Приложение 1). 5. Учебный план Учебный план является приложением к Программе (Приложение 2). - 6. Содержание программы 1 года обучения. 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности. 2. Работа с природным материалом Теория.. Ознакомление с видами природного материала. Приемы соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Практика. Аппликации из листьев, шишек,ракушек, и разных круп. 3. Работа с пластилином и соленым тестом Теория. Пластилин как материал для творчества.. Практика. Лепка «Ветка рябины». 4. Работа с бумагой и картоном Теория. Работа с бумагой и картоном. Плоское плетение из бумажных полос:шахматное плетение, плетение уголками. Практика. Изготовление аппликации с помощью шаблонов: панно «Коврик». 5. Работа с бросовым материалом Теория. Технология изготовления поделки из ненужных компакт-дисков. Практика. Изготовление сувенира из ненужных компакт-дисков. 6. Работа с тканью и нитками Теория. Лоскутная практика. Аппликация из ниток. Практика. Изготовление салфетки с нанесением аппликации из ткани, изготовленной по шаблону. 2 год обучения 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. 2. Работа с природным материалом Теория. Аппликация из природных материалов. 7 Практика. Аппликация из засушенных листьев и других материалов (листовик, из круп, веток и тд). 3. Работа с пластилином и соленым тестом Теория. Плоскостная аппликация пластилином. Практика. Выполнение лепной картины. 4. Работа с бумагой и картоном Теория. Аппликация из геометрических фигур. Практика. Изготовление игрушек по выбору (тарелка, фрукты, птица, кот) 5. Работа с бросовым материалом Теория. Поделки из ватных дисков. Практика. Изготовление из ватных дисков. 6. Работа с тканью и нитками Теория. Аппликация из ниток. Практика. Поделки из ниток по выбору (мартинички, аппликация из ниток цыпленок, котенок и тд). 3 год обучения 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. 2. Работы из природного материала. Теория. Аппликация из природных материалов. Практика. Выполнение аппликации «Осенние фантазии». 3. Работа с пластилином и соленым тестом. Теория. Рецепт солёного теста. Практика. Миниатюры на тему сказок из пластилина и соленого теста.. 4. Работа с бумагой и картоном. Теория. «Радужное складывание» - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Практика. Изготовление новогодних игрушек. 5. Работа с бросовым материалом. Теория. Технология изготовление трубочек из газет. Практика. Изготовление поделок из газетных трубочек. 6. Работа с тканью и нитками. Теория. Приёмы работы с нитками и пряжей. Практика. Изготовление куклы-сувенира из ниток и пряжи. 4 год обучения 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. 2. Работы из природного материала Теория. Аппликация из природных материалов. Практика. Выполнение аппликации «Осенние цветы». 8 3. Работа с пластилином и соленым тестом Теория. Выпуклая аппликация из пластилина. Практика. Изготовление миниатюр на тему сказок. 4. Работа с бумагой и картоном Теория. Айрис фолдинг - «радужное складывание». Практика. Выполнение открыток с различным сюжетом. 5. Работа с бросовым материалом Теория. Поделки изпластиковых бутылок. Практика. Поделки из пластиковых бутылок по выбору. 6. Работа с тканью и нитками Теория. Аппликация из ткани и ниток. Практика. Изготовление панно из ткани, игрушки из помпонов. 7. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения. № п/п 1 2 3 4 Название раздела, тема Вводное занятие Работа с природным материалом Работа с пластилином и соленым тестом Работа с бумагой и картоном 5 Работа с бросовым материалом 6 Работа с тканью и нитками Итого: Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 1 1 Тестирование 4 1 3 Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 5 1 4 Викторины Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 11 2 9 Викторины Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 5 1 4 Интерактивные игры Выставка творческих работ .Участие в конкурсах 7 1 6 Презентация Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 33 7 25 2 года обучения. 9 № Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика п/п 1 Вводное занятие 1 1 Тестирование 2 4 1 3 Работа с Выставка творческих природным работ. Участие в материалом конкурсах 3 7 2 5 Викторины Работа с Выставка творческих пластилином и работ соленым тестом 4 1 9 Викторины Работа с бумагой и 10 Выставка творческих картоном работ. Участие в конкурсах 5 4 1 3 Работа с бросовым Интерактивные игры материалом Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 6 8 1 6 Презентация Работа с тканью и Выставка творческих нитками работ. Участие в конкурсах Итого: 34 7 26 № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела, тема 3 год обучения Количество часов Формы контроля Название раздела, тема Всего Теория Практика Вводное занятие 1 1 Тестирование 4 1 3 Работа с Выставка творческих природным работ. Участие в материалом конкурсах 6 1 5 Викторины Работа с Выставка творческих пластилином и работ. Участие в соленым тестом конкурсах 2 9 Викторины Работа с бумагой и 11 Выставка творческих картоном работ. Участие в конкурсах 4 1 3 Работа с бросовым Интерактивные игры материалом Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 10 6 Работа с тканью и нитками 8 1 6 Итого: 34 7 26 Презентация Выставка творческих работ . Участие в конкурсах 4 год обучения № п/п 1 2 3 4 Название раздела, тема Вводное занятие Работа с природным материало м Работа с пластилином и соленым тестом Работа с бумагой и картоном Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 1 1 Тестирование 4 1 3 Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 6 1 5 Викторины Выставка творческих работ 11 2 9 Викторины Выставка творческих работ. Участие в конкурсах Интерактивные игры Выставка творческих работ. Участие в конкурсах Презентация Выставка творческих работ. Участие в конкурсах 5 Работа с бросовым материалом 4 1 4 7 Раздел 5. Работа с тканью и нитками 8 1 6 34 7 26 Итого: 8. Организационно-педагогические условия Материально — техническое обеспечение учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала; ученические столы с комплектом стульев; 11 стол учительский; аудио и видеоаппаратура. Инструменты и материалы (ножницы для ткани, канцелярские,крючки, кнопки, иголки), набор образцов бумаги и картона, набор цветной бумаги, набор текстильных материалов (нитки, ленты, тесьма, образцы тканей, бисер, бусы, пайетки, пуговицы, наклейки), природнорастительный материал (шишки, ветки, листья, камни, ракушки,семена, крупы), бросовый материал (картонный и пластиковые упаковки, пробки, крышки, веревки), краски, пластилин, соленое тесто, технологические карты, рисунки, презентации. Кадровое обеспечение Программа реализуется педагогом дополнительного образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации. Методические материалы Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, видеоуроков, наблюдение); практические (метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок, тестирование); метод проектов. Тип занятия: теоретический, практический, комбинированный. Наглядный материал (иллюстрации, таблицы, видеоматериалы, презентации); Дидактические материал. Таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, видео передачи, телефильмы, дидактические пособия (карточки, тесты, рабочие тетради, вопросы и задания устные и письменные, практические задания). Ежегодно составляются справки кадровому обеспечению, обеспеченности учебными изданиями и электронными ресурсами, материально – техническому обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации программ для основных и дополнительных образовательных программ, которые являются неотъемлемой частью настоящей образовательной программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном разделе «Сведения об образовательных организациях». Условия для реализации дополнительных образовательных программ на внебюджетной основе создаются только за счет средств, 12 полученных от деятельности, приносящей доход. 9. Формы аттестации и оценочные материалы Формой контроля является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения. По окончании изучения разделов проверка усвоенных знаний проводится в виде тестов, викторин, интерактивных игр, самостоятельного составления учащимися тематических презентаций. В конце освоения программы проводится итоговая выставка. Результаты отражаются в портфолио учащегося. Контроль результатов реализации программы: - входной (для определения первоначального уровня знаний) в виде опросов, собеседований; - промежуточный (для оценки качества обучения по отдельным разделам программы) в форме самостоятельных работ, срезов знаний, педагогического наблюдения и т.п.; - итоговый (для подведения итогов за весь курс обучения по образовательной программе) в форме самостоятельной работы. Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации представляются как уровень успешности освоения Программы: - Высокий уровень – 75 - 100% - учащийся умеет применять полученные знания и умения для выполнения самостоятельных заданий, его деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию. - Средний уровень – 50 – 74 % - учащийся воспроизводит основной программный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности, самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, исправлять допущенные ошибки. - Низкий уровень – менее 50 % - учащийся различает объекты изучения, воспроизводит незначительную часть программного материала, с помощью педагога выполняет элементарные задания. В течение реализации программы используются следующие диагностики: - «Методика определения образовательной деятельности» по методике Н.В.Кленовой, Л.Н.Буйловой; - «Социализированность личности учащегося» по методике М.И. Рожкова; - «Методика изучения удовлетворенности обучающихся процессом обучения» Л.Л. Андреев; Результаты диагностического контроля заносятся в таблицы 13 № п/п ФИО уч - ся Входной контроль Уровень Уровень Уровень Отношение мотивации творческих воспитанности к труду и интереса способностей № п/п ФИО уч - ся Промежуточный контроль Уровень Уровень Уровень Отношение мотивации творческих воспитанности к труду и интереса способностей № п/п ФИО уч - ся Итоговый контроль Уровень Уровень Уровень Отношение мотивации творческих воспитанности к труду и интереса способностей 10. Литература Для педагога: 1. Аланина А. Ножницы-художницы. Агапова И., Давыдова М. -М.,2000. 2. Алюпова А. Ножницы-художницы. Аппликации из бумаги. – М.,1990. 3. Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки». – М., 1983. 4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, 1992. 5. Бубекина Г., Гославская Т. Самоделки из природного материала. – М., 1995 6. Бегун Т.А. Увлекательное рукоделие. – М., 2005. 7. Бисер. Основы художественного ремесла. – М. Ляукина Аст-пресс 1998. 8. Бисероплетение» Е.И. Сколотнева «Золотой век» 1999г. 9. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212 с. 10. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256 с. 11. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с. 12. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с. 13.Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1977. 14.Газарян С. Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла. – М: Детская литература, 1989. 15. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. – М., 2007 16. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам” - М., 1998 г. 17. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – М., 1987. 18. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек сувениров. – М.,1990. 19. Мамонтова З.А. Как засушить растение. – М., 1980. 14 20. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей Ярославль: Академияразвития, 1998. 21. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М: Просвещение, 2007. 22.Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. – М: Просвещение, 2006. 23.Степанова Н.И. Поделки из природных материалов. 24.Соболев Д.Г. Художественная работа из бересты и бумаги. – М, 1990. 25.Шпикалова Т.И. Народное искусство и детское творчество.– М.:Гуманитарный издательский центр, 2000. 26. Шпикалова Т.И. Детям о традициях народного мастерства. – М.:Гуманитарный издательский центр, 2001. 27. Школа рукоделия: мягкая игрушка - М., 2007 г.аппликация из бумаги. М.,1989. 28. Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. – Харьков, 2007. Для учащихся и родителей 1. Т.И. Тарабарина. Оригами и развитие ребенка. –Я.: Академия развития,2007. –224 с. 2. И.В.Гурская Радуга аппликации. –СПб.: Питер, 2007. –212 с 15