рп русский язык 10-11 (базовый уровень)

1.
2.
3.

Оглавление
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

2
4
5

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
3

технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью,
очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды
сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
4

Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных
качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за
собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
10
1
34
34
11
1
33
33
10 класс
Количество часов за год 34
№
п/п
Тема урока
1
2
3
4

Язык и культура .Русский язык – хранитель духовных ценностей нации.
Язык и история народа. Понятие национального языка.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Входной контроль.
Тестирование по материалам ГИА.
Речь как деятельность. Анализ контрольной работы.
Речевое общение как социальное явление.
5

Кол-во
часов
(обязательная
часть)
1
1
1
1

5

6

7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24
25

Основные виды сочинений.
Р.Р.
Сочинение-миниатюра по
прочитанному тексту.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы,
конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официальноделового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Требования к
письменному тексту. Рецензирование сочинения.
Речевое общение и его основные элементы. Основные условия
эффективного общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения.
Правила говорящего и слушающего.
Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфоэпические нормы. Речевые ошибки и пути их преодоления.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Виды речевой деятельности. Композиция сочинения (часть ЕГЭ)
Виды чтения. Изучающее чтение.
Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Рубежный контроль.
Тестирование по материалам ГИА.
Языковая норма и ее функции. Орфография морфем. Простое
осложнённое предложение.
Культура разговорной речи. Приёмы слушания.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации.
Текстуальный комментарий к проблеме сочинения
Литературный язык и язык художественной литературы. Тезисный план
к сочинению.
Текст. Сочинение: проблема, позиция автора и аргументы
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование. Собственно авторские знаки
Цитирование
Признаки текста. Средства организации текста
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Поэтические
достоинства текста и идея
Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Говорение как вид речевой
деятельности. Критерии оценивания устного высказывания
Развитие навыков монологической и диалогической речи. Публичное
выступление.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей
языка.
Лингвистический
комментарий
к
художественному тексту.
6

1
1

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

№
п/п

1

2
3

4

5

6

7

8

Компоненты речевой ситуации. Стратегия речевой ситуации
Информационная переработка текста. Текстоведческий анализ текста
Виды речевого общения . Письмо как вид речевой деятельности
Сферы и ситуации речевого общения. Электронная почта
Итоговый контроль и его анализ. Тестирование по материалам ГИА
Язык как система. Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Культура публичной речи. Разделы лингвистики: орфография,
морфология, морфемика
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Разделы лингвистики: синтаксис и пунктуация
11 класс
Количество часов за год 33
Тема

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
(4ч.)
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Язык и
культура. Основные функции языка.
Язык и общество. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Формы существования русского национального языка (литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Язык как составная часть национальной культуры.
Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа.
Речь. Речевое общение(1ч. + 2ч.ЕГЭ)
Функциональная стилистика как учение о функциональностилистической дифференциации языка. Функциональные стили
(научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка. Функциональные разновидности языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Характеристика лексики с точки зрения её стилистической
маркированности.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
ЕГЭ 1. Структура сочинения в формате ЕГЭ (задание 27): повторение
изученного в 10 классе. Подготовка к домашнему сочинению в формате
задания ЕГЭ.
Разговорная речь (3 ч.)
Виды преобразования текста. Сфера применения разговорной речи.
Основная функция разговорной речи. Основные разновидности
разговорной речи.
7

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
(обязательная
часть)

1

1
1

1

1

1

1

1

9
10
11
12
13
14

15
16
17

18

19

20

21

22

23

24
25

26

Монологическая и диалогическая речь. Языковые средства разговорной
речи. Тренинг по пунктуации.
Проверочная работа по теории. Основные жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль (3 ч.)
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Языковые особенности официально-делового стиля.
Синтаксис деловой речи. Обособленные члены предложения: повторение
пунктуации при них (Б).
Основные жанры официально-делового стиля.
Научный стиль речи (3ч. + 1 ч. ЕГЭ)
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля.
Основные особенности научного стиля.
Языковые средства научного стиля.
Основные жанры научного стиля (по подстилям).
ЕГЭ 4. КР 2. Контрольная работа № 2 за 1 полугодие в формате ЕГЭ
(задания 1-26).
Публицистический стиль речи (2 ч.)
Композиция публичного выступления. Публицистический стиль. Сфера
применения. Основные функции публицистического стиля. Основные
особенности публицистического стиля.
Языковые средства публицистического стиля.
Основные разновидности (подстили) публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистического
подстиля, радио-, тележурналистского подстиля, ораторского , подстиля
рекламного подстиля

Язык художественной литературы (4 ч.)
Сфера применения: художественная (произведения художественной
литературы). Основная функция языка художественной литературы.
Основные разновидности языка художественной литературы. Основные
особенности языка художественной литературы.
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Языковые средства языка художественной
литературы.
Основные признаки художественной речи. Основные жанры
художественной литературы. Определение проблематики
художественных текстов разных жанров.
КР 3. Контрольная работа № 3 в формате 1- 26 заданий ЕГЭ.
Культура речи (7ч. + 1 ч. ЕГЭ)
Культура речи как раздел лингвистики (2 ч.)
Культура речи как раздел лингвистики. Основные компоненты культуры
речи. Орфоэпический тренинг (задание 4 ЕГЭ).
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения
и письма.
Качества образцовой речи
Языковой компонент культуры речи (2 ч.)
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Орфографические и пунктуационные нормы в текстах разных
8

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

27

28

29

30

31
32
33

стилей. Практикум.
Трудные случаи согласования сказуемого и подлежащего.
Самостоятельная работа.
Правильность как качество речи.
Коммуникативный компонент культуры речи (2 ч)
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи. Уместность как строгое соответствие речи
условиям и задачам общения.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи.
Богатство как коммуникативное качество речи.
Выразительность как качество речи.
Этический компонент культуры речи (1ч+3ч.ЕГЭ)
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Этический компонент культуры
речи
ЕГЭ 7. Сочинение 5 в формате задания 27 ЕГЭ
ЕГЭ 9. Повторение трудных случаев орфографии.
КР 6. Годовая контрольная работа в формате 1-26 заданий ЕГЭ.

9

1

1

1

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».