1. 2. 3. Оглавление Результаты освоения курса внеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Тематическое планирование 2 2 3 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. 2. Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем. 3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. 4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. 5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. 6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. 7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. 8. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 1. Источники географической информации Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Раздел 2. Природа Земли и человек Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебнотренировочных задач по разделу. Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. 2 Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Раздел 4. Природопользование и геоэкология Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Раздел 5. География России Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России. Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Формы организации: фронтальная, индивидуальная и групповая, Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом в учебнике, научнопопулярной литературе, отбор материала из нескольких источников, вывод формул, выполнение упражнений по разграничению понятий, систематизация, анализ таблиц, графиков, схем, анализ раздаточных материалов, решение различных экспериментальных задач, выполнение лабораторных и практических работ. 3. Тематическое планирование № Тема Количество часов Источники географической информации 4 часа Географические модели: глобус, географическая карта, план 3 местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Решение учебно-тренировочных задач по разделу Природа Земли и человек 4 часа Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Решение учебно-тренировочных задач по разделу Земная кора и литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Материки, океаны, народы и страны 7 часов Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Природопользование и геоэкология 2 часа 1 2 1 1 2 2 2 1 Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. 1 Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. География России 17 часов 3 1 Особенности ГП России. Решение учебно-тренировочных задач по разделу Природа России. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Население России. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. Хозяйство России. Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных задач по разделу. 4 4 4 4 5