рп технология

П ри лож ен и е 2

к А д ап ти рован н ой осн овн ой
о б щ ео б р азо в ател ь н о й п р о гр ам м е
н ач ал ь н о го о б щ его о б р азо в ан и я
у ч ащ и х ся с зад ер ж к о й п си х и ч еск о го
р а з в и т и я (в а р и а н т 7.2.) М А О У С О Ш № 8
М у н и ц и п ал ь н о е ав то н о м н о е о б щ ео б р азо в ател ь н о е у ч р еж д ен и е
ср ед н я я о б щ ео б р азо в ател ь н ая ш к о л а № 8

Р еко м ен д о ван а
I 1с д а г о г и ч е с к и м с о в е т о м
М А О У С О Ш № 8
I [р о т о к о л о т 30.08.2023 № >2/_-1 IC/2022-2023

У твер ж д ен а
Д и р екТ сд е М А О У С О Ш № 8
//Ш С .В . В л е у к о в а
п р и к а з ч у г 31.08.2023

РА Б О Ч А Я П РО Г РА М М А
н о уч еб н ом у п ред м ету
«Т е х н о л о г и я »
С р о к р еал и зац и и : 2 го д а
К ласс: 1 д о п о л н и тел ьн ы й - 2 кл асс

С ев ер о у р ал ьск и й го р о д ск о й о к р у г
2023 г о д

Оглавление
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................... 2

2. Общая характеристика учебного предмета ..................................................................................... 5
3. Описание места учебного предмета в учебном плане .................................................................... 5
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ........................................... 5
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета ......................... 5
6. Содержание учебного предмета .......................................................................................................... 8
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ...................................................................................................................................................10
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............33

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии со
следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с задержкой психического развития, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654);
- Федеральной рабочей программой начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) МАОУ
СОШ № 8;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья";
- Устав МАОУ СОШ № 8;
- локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология».
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Изучение предмета «Технология» представляет значительные трудности для учащихся
с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
 незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации
волевых усилий при начале работы над изделием;


отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет
процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии;
2



недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей
при выделении существенных (главных) признаках объектов, построении
целостного образа, сложностям узнавания известных предметов в незнакомом
ракурсе;



импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому
качеству получаемого изделия, недовольству полученным результатом;



нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой
активностью, влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или
иным материалом;

медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и
упражнений для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким
образом, чтобы учащиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на существенные признаки,
по другим вопросам учащиеся получают только общие представления. Ряд сведений
познается учащимися с ЗПР в результате практической деятельности.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных
связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы учащимися
с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение
простых форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное
искусство
—
использование
средств
художественной
выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных
типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии.


Основной целью предмета является успешная социализация учащихся с ЗПР,
формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного
предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы
приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
 формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
 становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с
миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;
 формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с
3

простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
 формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений.
Воспитательные задачи:
 воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
 развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
 воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации
успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
 становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
 воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Коррекционно-развивающее значение учебного предмета «Технология»
Учащиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими
различиями, которые проявляются устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита
познавательных способностей), мотивационно-поведенческими особенностями, степенью
проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей
произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется
обеспечение индивидуального подхода к учащимся. На уроках технологии для всех
учащихся с ЗПР необходимо:
при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой
детали;
выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить
за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и
пресыщения;
трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным
действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата
(глазомерный, инструментальный) повышают роль учителя как внешнего регулятора
деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность
пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика
пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия)
требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но
и от других специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология» заключается в
расширении и уточнении представлений учащихся с ЗПР об окружающей предметной и
социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий,
стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых
отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы,
способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые
рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего
школьного возраста. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит
через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о
свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение
различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую
усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их
свойства, симметрия и др.
4

2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения
технологии на уровне начального общего образования с учётом распределённых по
модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Программа разработана с учётом актуальных
целей и задач обучения и воспитания, развития учащихся с ЗПР и условий, необходимых
для достижения личностных, метапредментных и предметных результатов при освоении
предмета «Технология».
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология», относится
к обязательной части учебного плана образования учащихся с ЗПР. Место учебного
предмета «Технология» в учебном плане в соответствии с годовым учебным планом
образования учащихся с ЗПР представлено в следующей таблице:
Класс
Количество
Количество часов в год
Итого
часов в неделю
Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1 доп.
1
33
33
класс
2 класс
1
34
34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметнопрактическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса
интеллектуального, а также духовного и нравственного развития учащихся с ЗПР
младшего школьного возраста.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду, работе на результат;
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными
проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях на доступном уровне;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
5

несущественных признаков с опорой на план;
сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в них общее и
различия;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с
технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для выполнения
работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её
по предложенному плану;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом);
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать собственное
мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне; выслушивать
разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых действий при
создании изделия.
Регулятивные УУД:
организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с опорой на
план;
устанавливать простые причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать под руководством учителя
действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции
руководителя/лидера
и
подчинённого;
осуществлять
продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости
помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для защиты
6

продукта проектной деятельности.
Предметные результаты в 1 дополнительном классе:
•
организовывать свой труд под руководством учителя: своевременно
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе
труда;
•
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
•
действовать под руководством учителя по предложенному образцу в
соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне
материала; экономия материала при разметке);
•
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений
для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.),
использовать их в практической работе;
•
определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки
(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством
учителя доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при
изготовлении изделий;
•
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
•
выполнять под руководством учителя разметку деталей сгибанием, по
шаблону, на глаз; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.; сборку
изделий с помощью клея, ниток и др.;
•
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
•
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование»,
«аппликация»;
•
выполнять задания с опорой на готовый план;
•
обслуживать себя во время работы под руководством учителя: соблюдать
порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда;
•
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять
основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения; способы изготовления;
•
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость
и др.);
•
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления
(шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими;
•
различать материалы и инструменты по их назначению;
•
знать и выполнять последовательность изготовления несложных изделий с
опорой на план, схему: разметка, резание, сборка, отделка;
•
выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров); резать ножницами по линиям разметки;
придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием,
отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и др.; выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией,
строчкой прямого стежка с опорой на образец;
•
использовать под руководством учителя для сушки плоских изделий пресс;
7

•
с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
•
иметь представление о разборных и неразборных конструкциях несложных
изделий;
•
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
•
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных
работах под руководством учителя;
•
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
Предметные результаты во 2 классе.
 ориентироваться в понятиях «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология»,
«технологические операции», «способы обработки»;
 выполнять задания по плану;
 по заданному образцу готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
 анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
 отбирать материалы и инструменты для работы с опорой на технологическую карту;
исследовать под руководством учителя свойства новых изучаемых материалов
(толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и др.);
 ориентироваться под руководством учителя в простейших чертежах (эскизах),
линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба,
линия симметрии);
 выполнять под руководством учителя биговку;
 выполнять разметку деталей кроя на ткани по простейшему лекалу (выкройке)
правильной геометрической формы;
 оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
 понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета); соотносить с
помощью учителя объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
 определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединения известными способами с опорой на образец,
схему;
 конструировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу
или эскизу;
 выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
 понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт;
 знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.

6. Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 1 дополнительном классе.
Модуль «Технологии, профессии и производства»
Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных
материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее
понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное
8

размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время
работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и
хранение инструментов.
Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов»
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей,
выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его
деталей.
Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту
без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую
схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и
приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и
аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей
из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея,
скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка
изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное
использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления
изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой,
отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание,
склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и
хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена,
ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с
замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с
помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в
иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Модуль «Конструирование и моделирование»
Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и
др.) и способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных
материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по
образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата;
выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/ замысла.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
Содержание обучения во 2 классе.
Модуль «Технологии, профессии и производства»
9

Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об
основных принципах создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования, эстетическая выразительность. Изготовление изделий с учётом данных
принципов. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление
изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация
и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов»
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических
свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе
изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия
(сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема.
Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение,
конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия
разреза, сгиба, выносная, размерная). Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов
бумаги — биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные
на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые
материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого
стежка и её варианты (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты
(крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного
изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и
др.).
Модуль «Конструирование и моделирование»
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования
симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему
чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
10

1 дополнительный класс
№ Тема урока
п/п

Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Рукотворный и природный 1

Основные виды деятельности
учащихся на уроке

1

Изучать правила безопасности при
работе
инструментами
и
приспособлениями.
Изучать
возможности
использования
изучаемых
инструментов и приспособлений
людьми
разных
профессий.
Рационально
размещать
на
рабочем месте материалы и
инструменты под руководством
учителя; поддерживать порядок во
время работы.
Изучать важность подготовки,
организации, уборки рабочего
места,
поддержания
порядка
людьми разных профессий.
Изучать возможности
использования изучаемых
инструментов и приспособлений
людьми разных профессий.
Рационально размещать на
рабочем месте материалы и
инструменты под руководством
учителя; поддерживать порядок во
время работы.
Изучать важность подготовки,
организации, уборки рабочего
места, поддержания порядка
людьми разных профессий.
Понимать об особенностях
технологии изготовления изделий,
выделять детали изделия, основу,
определять способ изготовления
под руководством учителя.
Понимать основные этапы
изготовления изделия при помощи
учителя и на основе графической
инструкции в учебнике
(рисованному/слайдовому плану,
инструкционной карте): анализ
устройства изделия, разметка

мир города. Прогулка на
улице
Природное
и
техническое
окружение
человека.
Природа
как
источник сырьевых ресурсов
и творчества мастеров..
Подготовка к работе. Рабочее
место, его организация в
зависимости от вида работы.
Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и
инструментов; поддержание
порядка во время работы;
уборка по окончании работы.

2

Рукотворный
и
природный мир села.
Прогулка
на
улице.
Красота и разнообразие
природных форм, их
передача в изделиях из
различных материалов.

1

3

На земле,
воздухе.
улице.
природы
мастера
создания
Бережное
природе

1

на воде и в
Прогулка на
Наблюдения
и фантазия
—
условия
изделия.
отношение к

11

4

Природа и творчество.
Природные материалы.
Виды
природных
материалов (плоские —
листья и объёмные —
орехи, шишки, семена,
ветки). Приёмы работы с
природными
материалами:
подбор
материалов
в
соответствии с замыслом,
составление композиции,
соединение деталей (приклеивание, склеивание с
помощью
прокладки,
соединение с помощью
пластилина). Составление
букв
и
цифр
из
природных материалов,
несложных композиций
(без
наклеивания
на
основу)

1

5

Листья
и
фантазии.
Прогулка на улице и (или)
работа
в
классе.
Геометрические
формы
(прямоугольник,
круг,
треугольник,
овал).
Бережное, экономное и
рациональное
использование
обрабатываемых
материалов.
Использование
конструктивных
особенностей материалов при
изготовлении изделий.

1

деталей, выделение деталей,
сборка изделия, отделка.
Приводить примеры традиций и
праздников народов России,
ремёсел, обычаев и производств,
связанных с изучаемыми
материалами и производствами.
Под
руководством
учителя
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать
рабочее место для работы с
бумагой и картоном, правильно и
рационально
размещать
инструменты и материалы, в
процессе выполнения изделия
контролировать
и
при
необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте; убирать
рабочее место.
Соблюдать технику безопасной
работы
инструментами
и
приспособлениями.
Применять правила безопасной и
аккуратной работы ножницами,
клеем.
Знать названия и назначение
основных
инструментов
и
приспособлений для ручного труда
(линейка, карандаш, ножницы,
шаблон и др.), использовать их в
практической работе.
Под
руководством
учителя
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять свойства бумаги
(состав,
цвет,
прочность);
определять виды бумаги по цвету,
толщине, прочности. Осваивать
отдельные приёмы работы с
бумагой (сгибание и складывание,
сминание, обрывание, склеивание,
резание бумаги ножницами и др.),
правила
безопасной
работы,
правила
разметки
деталей
(экономия
материала,
аккуратность).
Читать
простые
графические
схемы изготовления изделия и
выполнять изделие по заданной
схеме под руководством учителя.
Под
руководством
учителя
анализировать
конструкцию
изделия, обсуждать варианты
12

6

Семена
и
фантазии.
Общее
понятие
об
изучаемых материалах,
их
происхождении,
разнообразии. Прогулка
на улице и (или) работа в
классе.
Составление
композиций
с
использованием семян,
листьев, веток и других
природных материалов.

7

Композиция из листьев. 1
Составление композиции
из
листьев
по
инструкционной
карте.
Способы
разметки
деталей: на глаз и от руки,
по шаблону, по линейке
(как
направляющему
инструменту
без
откладывания размеров) и
изготовление изделий с
использованием рисунков,
графических инструкций,
простейших
схем.
Рациональное
и
безопасное использование
и хранение инструментов.
Орнамент из листьев. 1
Основные
технологические
операции
ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,

8

изготовления изделия, выполнять
основные
технологические
операции
ручной
обработки
материалов: разметку деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборку
изделия и отделку изделия или его
деталей по заданному образцу.
Изучать важность подготовки,
организации, уборки рабочего
места,
поддержания
порядка
людьми
разных
профессий.
Формировать общее понятие об
изучаемых
материалах,
их
происхождение, разнообразие и
основные свойства, понимать
отличие
материалов
от
инструментов и приспособлений.
Рассматривать
возможности
использования,
применения
изучаемых
материалов
при
изготовлении изделий, предметов
быта и др. людьми разных
профессий.
Понимать
об
особенностях
технологии изготовления изделий,
выделять детали изделия, основу,
определять способ изготовления
под руководством учителя.
Соблюдать технику безопасной
работы
инструментами
и
приспособлениями.
Применять правила безопасной и
аккуратной работы ножницами,
клеем.
Знать названия и назначение
основных
инструментов
и
приспособлений для ручного труда
(линейка, карандаш, ножницы,
шаблон и др.), использовать их в
практической работе.
Под
руководством
учителя
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять свойства бумаги
(состав,
цвет,
прочность);
определять виды бумаги по цвету,
толщине, прочности. Осваивать
отдельные приёмы работы с
бумагой (сгибание и складывание,
сминание, обрывание, склеивание,
резание бумаги ножницами и др.),
правила
безопасной
работы,

1

13

9

выделение
деталей,
формообразование
деталей, сборка изделия,
отделка изделия или его
деталей.
Общее
представление.
Составление
разных
орнаментов
из
одинаковых
деталейлистьев
(в
круге,
квадрате, полосе)
Природные материалы.
Составление объёмных
композиций из разных
природных материалов.
Чтение
условных
графических изображений (называние операций,
способов
и
приёмов
работы,
последовательности
изготовления изделий).
Проверь себя. Проверка
знаний и умений по теме

правила
разметки
деталей
(экономия
материала,
аккуратность).
Читать
простые
графические
схемы изготовления изделия и
выполнять изделие по заданной
схеме под руководством учителя.
Под
руководством
учителя
анализировать
конструкцию
изделия, обсуждать варианты
изготовления изделия, выполнять
основные
технологические
операции
ручной
обработки
материалов: разметку деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборку
изделия и отделку изделия или его
деталей по заданному образцу.
Учиться
планировать
свою
деятельность
с
опорой
на
предложенный план в учебнике,
рабочей
тетради,
под
руководством учителя.
Выполнять
рациональную
разметку (разметка на изнаночной
стороне материала; экономия
материала
при
разметке)
сгибанием, по шаблону, по линейке
(как направляющему инструменту
без откладывания размеров) с
опорой на рисунки, графическую
инструкцию, простейшую схему;
выполнять выделение деталей
способами обрывания, вырезания;
выполнять сборку изделия с
помощью
клея
и
другими
способами; выполнять отделку
изделия
или
его
деталей
(окрашивание, аппликация и др.) с
опорой на образец. Анализировать
с помощью учителя декоративнохудожественные
возможности
разных
способов
обработки
бумаги,
например
вырезание
деталей из бумаги и обрывание
пальцами.
В ходе беседы с учителем
понимать
смысл
понятий
«конструирование»,
«изделие»,
«деталь изделия», «образец».
Рассматривать и анализировать
под руководством учителя простые

1

14

10

по
конструкции
образцы;
анализировать под руководством
учителя простейшую конструкцию
изделия: выделять детали, их
форму,
определять
взаимное
расположение, виды соединения.
Изготавливать
изделия
с
использованием
осваиваемых
технологий. Под руководством
учителя собирать плоскостную
модель, объяснять способ сборки
изделия с опорой на план,
графическую схему.
С
помощью
учителя
организовывать рабочее место для
работы с пластическими массами,
правильно
и
рационально
размещать
инструменты
и
материалы, в процессе выполнения
изделия
проверять
и
восстанавливать
порядок
на
рабочем месте; убирать рабочее
место под руководством учителя.
Применять правила безопасной и
аккуратной работы со стекой.
Знать названия и назначение
основных
инструментов
и
приспособлений
для
ручного
труда,
использовать
их
в
практической работе.
Наблюдать и называть свойства
пластилина
(или
других
используемых пластических масс):
цвет, пластичность.
Использовать стеки при работе с
пластичными
материалами,
а
также при отделке изделия или его
деталей.
Рассматривать и анализировать
под
руководством
учителя
образцы, варианты выполнения
изделий, природные формы —
прообразы
изготавливаемых
изделий.
Изготавливать изделия с опорой на
рисунки, схемы и подписи к ним.
Выполнять
лепку,
используя
различные
способы
лепки:
конструктивный
(лепка
из
отдельных частей), скульптурный
(лепка из целого куска) и
комбинированный.

Материалы для лепки. 1
Пластические массы, их
виды (пластилин, пластика
и
др.).
Приёмы
изготовления
изделий
доступной по сложности
формы из них: разметка на
глаз, отделение части
(стекой,
отрыванием),
придание формы. Что
может пластилин?
Исследование
свойств
пластилина, получение из
него различных форм.

15

11

В мастерской кондитера.
Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и
производствами.
Профессии
сферы
обслуживания.
Изготовление «пирожных»,
«печенья» из пластилина.

12

В море. Традиции и 1
праздники
народов
России, ремёсла, обычаи.
Изготовление
морских
обитателей из пластилина
Наши
проекты. 1
Аквариум.
Работа
в
группах по 4–6 человек.
Информация.
Виды
информации.
Проверь
себя. Проверка знаний и
умений по теме

13

Использовать при лепке приёмы
работы
с
пластичными
материалами
(сплющивание,
скручивание,
разрезание,
прищипывание и др.).
Отбирать
пластилин
(пластическую массу) по цвету,
придавать деталям нужную форму.
Использовать приёмы выделения
деталей
стекой
и
другими
приспособлениями.
Использовать пластические массы
для соединения деталей.
Выполнять
формообразование
деталей
скатыванием,
сплющиванием,
вытягиванием,
раскатыванием и др.
Изготавливать изделия по образцу,
инструкции.
Изготавливать конструкцию по
слайдовому плану и/или заданным
условиям.
Создавать простые фронтальные и
объёмные
композиции
из
пластичных
материалов
с
использованием
освоенных
технологий и правил.
Осваивать умение работать в
группе — изготавливать детали
композиции и объединять их в
единую композицию.
Приводить примеры традиций и
праздников
народов
России,
ремёсел, обычаев и производств,
связанных
с
изучаемыми
материалами и производствами.

1

Анализировать с помощью учителя
готовые
материалы,
представленные
учителем
на
информационных носителях.
Выполнять
простейшие
преобразования
информации
(перевод текстовой информации в
рисуночную).
16

Мастерская Деда Мороза
и
Снегурочки.
Простейшие
способы
обработки
бумаги
различных
видов:
сгибание и складывание,
сминание,
обрывание,
склеивание
и
др.
Изготовление
ёлочных
игрушек из бумажных
полосок
Наши проекты. Скоро
Новый год! Работа в
группах по 4–6 человек.
Правила экономной и
аккуратной
разметки.
Рациональная разметка и
вырезание
нескольких
одинаковых деталей из
бумаги.
Способы
соединения деталей в
изделии:
с
помощью
пластилина,
клея,
скручивание, сшивание и
др.
Изготовление
ёлочных
игрушек из бумажных
полосок
Бумага.
Исследование
свойств нескольких видов
бумаги,
их
сравнениеНаиболее
распространённые виды
бумаги. Их общие свойства.
Бумага
и
картон.
Исследование
свойств
картона в сравнении со
свойствами бумаги

1

18

Оригами.
Простые
и
объёмные конструкции из
разных
материалов
(пластические
массы,
бумага, текстиль и др.) и
способы
их
создания.
Изготовление изделий в
технике оригами

1

19

Обитатели
пруда.
Введение
понятия
«аппликация».
Закрепление
приёмов
сгибания и складывания.

1

14

15

16

17

Осваивать отдельные приёмы
работы с бумагой (сгибание и
складывание,
сминание,
обрывание, склеивание, резание
бумаги ножницами и др.), правила
безопасной
работы,
правила
разметки
деталей
(экономия
материала, аккуратность).
Читать
простые
графические
схемы изготовления изделия и
выполнять изделие по заданной
схеме под руководством учителя.
Под
руководством
учителя
анализировать
конструкцию
изделия, обсуждать варианты
изготовления изделия, выполнять
основные
технологические
операции
ручной
обработки
материалов: разметку деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборку
изделия и отделку изделия или его
деталей по заданному образцу.
Учиться
планировать
свою
деятельность
с
опорой
на
предложенный план в учебнике,
рабочей
тетради,
под
руководством учителя. Выполнять
рациональную разметку (разметка
на изнаночной стороне материала;
экономия материала при разметке)
сгибанием, по шаблону, по линейке
(как направляющему инструменту
без откладывания размеров) с
опорой на рисунки, графическую
инструкцию, простейшую схему;
выполнять выделение деталей
способами обрывания, вырезания;
выполнять сборку изделия с
помощью
клея
и
другими
способами; выполнять отделку
изделия
или
его
деталей
(окрашивание, аппликация и др.) с
опорой на образец.
Анализировать с помощью учителя
декоративно-художественные
возможности разных способов
обработки
бумаги,
например
вырезание деталей из бумаги и
обрывание пальцами.
В ходе беседы с учителем
понимать
смысл
понятий

1

1

1

17

Приёмы
и
правила
аккуратной работы с
клеем. Отделка изделия
или
его
деталей
(окрашивание, вышивка,
аппликация
и
др.).
Изготовление изделий в
технике оригами

20

21

22

23

Животные
зоопарка.
Общее представление о
конструкции
изделия;
детали и части изделия,
их
взаимное
расположение в общей
конструкции.
Изготовление изделий в
технике
оригами.
Демонстрация учителем
готовых материалов на
информационных
носителях.
Наша родная армия.
Профессии родных и
знакомых.
Способы
соединения деталей в
изделиях из разных материалов.
Изготовление
изделий
в
технике
оригами
Ножницы.
Введение
понятий «конструкция»,
«мозаика». Ножницы —
режущий
инструмент.
Правила
безопасной
работы,
передачи
и
хранения ножниц.Резание
бумаги
ножницами.
Выполнение
резаной
мозаики
Весенний праздник 8
Марта.
Изготовление
изделия, включающего
отрезание и вырезание

«конструирование»,
«изделие»,
«деталь изделия», «образец».
Рассматривать и анализировать
под руководством учителя простые
по
конструкции
образцы;
анализировать под руководством
учителя простейшую конструкцию
изделия: выделять детали, их
форму,
определять
взаимное
расположение, виды соединения.
Изготавливать
изделия
с
использованием
осваиваемых
технологий. Под руководством
учителя собирать плоскостную
модель, объяснять способ сборки
изделия с опорой на план,
графическую схему.
Иметь общее представление о
конструкции изделия, детали и
части изделия, их взаимном
расположении
в
общей
конструкции; анализировать под
руководством
учителя
конструкции образцов изделий,
выделять
основные
и
дополнительные
детали
конструкции, называть их форму и
способ соединения с помощью
учителя;
анализировать
конструкцию изделия по рисунку,
фотографии, схеме.
Изготавливать
объёмные
конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага,
текстиль и др.), по модели (на
плоскости), рисунку.
Использовать
в
работе
осваиваемые способы соединения
деталей в изделиях из разных
материалов.
Определять с помощью учителя
порядок действий в зависимости от
желаемого/необходимого
результата;
выбирать
способ
работы с опорой на учебник или
рабочую тетрадь в зависимости от
требуемого результата/замысла.

1

1

1

1

18

24

25

26

27

28

бумажных деталей по
прямым,
кривым
и
ломаным линиям, а также
вытягивание
и
накручивание бумажных
полос
Шаблон.
Введение 1
понятия
«шаблон».
Изготовление
изделий,
разметка
деталей
в
которых выполняется с
помощью шаблонов
Бабочки.
Изготовление 1
изделий
из
деталей,
сложенных гармошкой, и
деталей, изготовленных по
шаблонам.
Образец,
анализ
конструкции
образцов изделий, изготовление
изделий
по
образцу, рисунку.
Орнамент
в
полосе. 1
Конструирование
по
модели (на плоскости).
Взаимосвязь
выполняемого действия и
результата. Изготовление
орнаментов из деталей
геометрических форм (в
полосе, круге, квадрате)
Образы
весны. 1
Первоцветы. Закрепление
ранее освоенных знаний и
умений.
Элементарное
прогнозирование порядка
действий в зависимости
от
желаемого/необходимого
результата;
выбор
способа
работы
в
зависимости
от
требуемого
результата/замысла.Изгот
овление
рамок
для
аппликаций
Настроение
весны. 1
Знакомство с понятием
«колорит».
Цветосочетания. Подбор
цветосочетаний
материалов. Закрепление
19

29

30

31

32

ранее освоенных знаний и
умений
Праздники традиции и 1
весны.
Подбор
материалов для коллажа.
Наклеивание
тканых
материалов на картон.
Изготовление коллажных
изделий. Проверь себя.
Проверка
знаний
и
умений по теме
Мир тканей. Введение 1
понятия «ткани и нитки
—
материалы».
Знакомство с видами
ткани,
их
использованием. Общее
представление о тканях
(текстиле), их строении и
свойствах.
Швейные
инструменты
и
приспособления (иглы,
булавки
и
др.).
Отмеривание и заправка
нитки в иголку, строчка
прямого
стежка.
Организация
рабочего
места.
Завязывание
узелка
Мир тканей. Профессии
мастеров, использующих
ткани и нитки в своих
работах.
Подбор
соответствующих
инструментов и способов
обработки материалов в
зависимости
от
их
свойств и видов изделий.
Инструменты
и
приспособления
(ножницы, линейка, игла,
гладилка, стека, шаблон и
др.),
их
правильное,
рациональное
и
безопасное
использование. Основные
технологические этапы
изготовления изделий из
тканей. Виды швов
Мир тканей. Исследование 1
свойств нескольких видов
тканей, их
сравнение

Под
руководством
учителя
организовывать
свою
деятельность:
подготавливать
рабочее место для работы с
текстильными
материалами,
правильно
и
рационально
размещать
инструменты
и
материалы, в процессе выполнения
изделия контролировать и при
необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте.
Убирать рабочее место под
руководством учителя.
Под
руководством
учителя
применять правила безопасной и
аккуратной работы ножницами,
иглой и др.
Знать названия и назначение
основных
инструментов
и
приспособлений для ручного труда
(игла,
ножницы,
напёрсток,
булавка, пяльцы), использовать в
практической
работе
иглу,
булавки, ножницы.
Иметь представление о видах
швейных приспособлений, видах
игл, их назначение, различия в
конструкциях, применять правила
хранения игл и булавок.
Знать виды ниток (швейные,
мулине), их назначение.
Исследовать под руководством
учителя строение (переплетение
нитей)
и
общие
свойства
нескольких
видов
тканей
(сминаемость,
прочность),
сравнивать виды тканей между
собой и с бумагой.
Определять с помощью учителя
лицевую и изнаночную стороны
ткани.
20

33

между собой и с бумагой.
Рациональное размещение
на
рабочем
месте
материалов и инструментов;
поддержание
порядка во время работы;
уборка по окончании
работы. Аппликация
Мир
тканей. 1
Использование
дополнительных
отделочных материалов.
Аппликация

Выбирать
виды
ниток
в
зависимости от выполняемых
работ и назначения.
Отбирать
инструменты
и
приспособления для работы с
текстильными материалами.
Соблюдать правила безопасной
работы иглой и булавками.
Знать понятия «игла — швейный
инструмент»,
«швейные
приспособления»,
«строчка»,
«стежок», понимать назначение
иглы.
Использовать приём осыпания
края ткани, выполнять варианты

2 класс
№
п/п

1

2

3

Тема урока

Кол ЭОР
-во
часо
в
(обя
зат.
част
ь)
Что ты уже знаешь? 1
Рукотворный мир —
результат
труда
человека. Повторение
знаний и умений,
полученных в первом
классе. Изготовление
изделий из деталей,
размеченных
по
шаблонам.
Изготовление изделий
в технике оригами
Зачем
художнику 1
знать о цвете, форме и
размере? Традиции и
современность.
Знакомство
со
средствами
художественной
выразительности:
цвет, форма и размер.
Изготовление
композиций из семян
растений
Какова роль цвета в 1
композиции? Мастера
и
их
профессии;
21

Основные
виды
учащихся на уроке

деятельности

Выбирать правила безопасной работы,
выбирать
инструменты
и
приспособления в зависимости от
технологии изготавливаемых изделий
при необходимости обращаясь за
помощью к учителю.
Иметь представления о возможности
использования
изучаемых
инструментов
и
приспособлений
людьми разных профессий.
Организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы.
Рационально размещать на рабочем
месте материалы и инструменты;
владеть
правилами
безопасного
использования инструментов.
Понимать
важность
подготовки,
организации, уборки, поддержания
порядка рабочего места людьми
разных профессий.
Иметь общее понятие о материалах, их
происхождении.
Изготавливать изделия из различных
материалов, использовать свойства
материалов при работе над изделием
под руководством учителя.
Подготавливать материалы к работе.

правила
мастера.
Культурные традиции.
Изготовление
аппликаций,
композиций с разными
цветовыми
сочетаниями
материалов

4

Какие
бывают 1
цветочные
композиции?
Изготовление
композиций
разных
видов. Основные и
дополнительные
детали.
Общее
представление
о
правилах
создания
гармоничной
композиции. Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет, тон
и др.).

5

Как увидеть белое 1
изображение на белом
Технология
фоне?
обработки бумаги и

Формировать
элементарные
представления об основных принципах
создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования,
эстетическая выразительность.
Изготавливать изделия с учётом
данных принципов.
Формировать общее представление о
технологическом процессе: анализ
устройства и назначения изделия;
выстраивание
последовательности
практических
действий
и
технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная
разметка; обработка с целью получения
(выделения)
деталей,
формообразование деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых
дополнений и изменений.
Выполнять отделку по графическому
образцу
в
соответствии
с
особенностями
декоративных
орнаментов разных народов России
(растительный, геометрический и
другие орнаменты).
Иметь представление о традициях и
праздниках народов России, ремёсел,
обычаев и производств, связанных с
изучаемыми
материалами
и
производствами
Выделять после проведенного анализа
основные и дополнительные детали
конструкции, называть их форму и
понимать
способ
соединения;
анализировать
под
руководством
учителя конструкцию изделия по
рисунку,
фотографии,
схеме
и
готовому образцу; конструировать
изделия из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу.
Конструировать с помощью учителя
симметричные формы, использовать
способы разметки таких форм при
работе над конструкцией.
Учитывать
основные
принципы
создания конструкции: прочность и
жёсткость.
По заданному образцу организовывать
свою деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с бумагой и
картоном, правильно и рационально
22

6

7

8

9

картона. Назначение
линий
чертежа
(контур,
линия
разреза,
сгиба,
выносная, размерная).
Изготовление
рельефных
композиций из белой
бумаги
Что такое симметрия?
Симметрия, способы
разметки
и
конструирования
симметричных
форм.Изготовление
композиций
из
симметричных
бумажных деталей
Можно ли сгибать
картон? Сгибание и
складывание тонкого
картона и плотных
видов
бумаги
—
биговка.
Освоение
биговки.
Наши
проекты Изготовление
изделий
сложных
форм
в
одной
тематике.
Как
плоское
превратить
в
объёмное? Получение
объёмных
деталей
путём надрезания и
последующего
складывания
части
детали. Изготовление
изделий
с
использованием
вышеуказанного
приёма
получения
объёма, с разметкой по
половине шаблона
Как согнуть картон по
кривой
линии?
Называние
и
выполнение основных
технологических
операций
ручной
обработки материалов
в
процессе
изготовления изделия:

размещать инструменты и материалы,
под контролем учителя в процессе
выполнения изделия контролировать и
при необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте ; убирать
рабочее место.
Применять
правила
безопасного
использования
чертёжных
инструментов (линейка, угольник,
циркуль).
Знать названия и назначение основных
инструментов и приспособлений для
ручного труда, использовать их в
практической работе.
Наблюдать, сравнивать по образцу,
сопоставлять свойства бумаги (состав,
цвет, прочность).
Понимать особенности использования
различных видов бумаги.
С помощью учителя выбирать вид
бумаги для изготовления изделия.
Осваивать отдельные приёмы работы с
бумагой, правила безопасной работы,
правила разметки деталей.
Наблюдать за изменением свойств
бумаги и картона при воздействии
внешних факторов (например, при
сминании, намачивании), сравнивать
свойства бумаги и картона; обсуждать
результаты наблюдения, участвовать в
формулировании вывода: каждый
материал обладает определённым
набором свойств, которые необходимо
учитывать при выполнении изделия; не
из всего можно сделать всё.
Иметь представление о видах условных
графических изображений: рисунок,
простейший чертёж, эскиз, схема.
Использовать в практической работе
чертёжные инструменты — линейку
(угольник,
циркуль),
знать
их
функциональное
назначение,
конструкцию на доступном для
обучающихся с ЗПР уровне.
Ориентироваться при помощи учителя
в
графической
чертёжной
документации: рисунок, простейший
чертёж, эскиз и схему с учётом
условных обозначений.
Различать подвижные и неподвижные
соединения деталей в конструкции.

1

1

1

1

23

10

11

разметка деталей (с
помощью
линейки
(угольника, циркуля),
формообразование
деталей
(сгибание,
складывание тонкого
картона и плотных
видов бумаги и др.),
сборка
изделия
(сшивание).Изготовле
ние
изделий
с
деталями, имеющими
кривые
сгибы,
с
разметкой
по
половине
шаблона.
Проверим
себя.
Проверка знаний и
умений по теме
Что
такое 1
технологические
операции и способы?
Общее представление
о
технологическом
процессе:
анализ
устройства
и
назначения изделия;
выстраивание
последовательности
практических
действий
и
технологических
операций;
подбор
материалов
и
инструментов;
экономная разметка;
обработка с целью
получения
(выделения) деталей,
сборка,
отделка
изделия;
проверка
изделия в действии,
внесение
необходимых
дополнений
и
изменений.Изготовле
ние
изделий
с
деталями,
сложенными
«пружинкой».
Что такое линейка и 1
что
она
умеет?
Построение прямых

Анализировать под руководством
учителя
конструкцию
изделия,
понимать и выполнять основные
технологические операции ручной
обработки материалов в процессе
изготовления
изделия:
разметку
деталей
с
помощью
линейки
(угольника,
циркуля),
выделение
деталей, формообразование деталей
(сгибание,
складывание
тонкого
картона и плотных видов бумаги),
сборку изделия (склеивание) и отделку
изделия или его деталей по заданному
образцу.
Выполнять подвижное соединение
деталей изделия на проволоку, толстую
нитку.
Планировать свою деятельность по
предложенному в учебнике, рабочей
тетради образцу.
Выполнять изготовление изделий из
бумаги
способом
сгибания
и
складывания.
Использовать способы разметки и
вырезания
симметричных
форм
(«гармошка», надрезы, скручивание и
др.).
Изготавливать изделия в технике
оригами.

24

12

13

14

15

линий и отрезков.
Измерение отрезков.
Измерение
сторон
геометрических
фигур.
Чертёжные
инструменты — линейка
(угольник,
циркуль).
Что такое чертёж и как
его
прочитать?
Изготовление изделий
с
основой
прямоугольной формы
по
их
чертежам.
Построение
прямоугольника от двух
прямых углов (от
одного прямого угла).
Что такое чертёж и как
его прочитать? Виды
условных
графических
изображений:
рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема.
Их функциональное
назначение,
конструкция.
Изготовление изделий
с
основой
прямоугольной формы
по их чертежам
Как
изготовить
несколько одинаковых
прямоугольников?
Изготовление изделий
по
рисунку,
простейшему чертежу
или эскизу, схеме.
Работа
по
технологической
карте. Изготовление
изделий с плетёными
деталями
Как
изготовить
несколько одинаковых
прямоугольников?
Чтение
условных
графических
изображений.Работа
по технологической
карте. Изготовление

1

1

1

1

25

16

17

18

изделий с плетёными
деталями
Можно ли разметить 1
прямоугольник
по
угольнику? Введение
понятия «угольник –
чертёжный
инструмент».
Составление
плана
работы. Работа по
технологической
карте.Изготовление
изделий с основой
прямоугольной формы
по
их
чертежам
Конструирование
и
моделирование
изделий из различных
материалов
по
простейшему чертежу
или эскизу.
Можно
ли
без 1
шаблона
разметить
круг?
Введение
понятий: «циркуль –
чертёжный
инструмент», «круг»,
«окружность», «дуга»,
«радиус». Построение
окружности заданного
радиуса.
Приёмы
безопасной
работы
колющими (циркуль)
инструментами.
Можно
ли
без 1
шаблона
разметить
круг?
Изготовление
изделий с круглыми
деталями,
размеченными
с
помощью
циркуля.
Элементарные
представления
об
основном принципе
создания мира вещей:
прочность
конструкции,
удобство
использования,
эстетическая
выразительность.
Изготовление изделий
26

19

20

21

с учётом данного
принципа.
Мастерская
Деда 1
Мороза и Снегурочки.
Изготовление изделий
из
кругов,
размеченных
с
помощью циркуля и из
частей кругов, из
деталей
прямоугольных форм,
размеченных
с
помощью угольника и
линейки.
Проверим
себя. Проверка знаний
и умений по теме.
Использование
соответствующих
способов обработки
материалов
в
зависимости от вида и
назначения изделия.
Какой
секрет
у 1
подвижных игрушек?
Новая жизнь древних
профессий.
Совершенствование
их технологических
процессов.Введение
понятий: «подвижное
и
неподвижное
соединение деталей»,
«шарнир»,
«шило».
Разметка деталей с
использованием
простейших чертежей,
эскизов.Составление
плана работы. Работа
по технологической
карте. Изготовление
изделий с шарнирным
механизмом
по
принципу
качения
детали
Как из неподвижной 1
игрушки
сделать
подвижную? Введение
понятий: «разборная и
неразборная
конструкции».
Подвижное
соединение деталей
27

22

23

изделия.
Внесение
элементарных
конструктивных
изменений
и
дополнений в изделие.
Изготовление изделий
с
шарнирным
механизмом
по
принципу вращения
Ещё один способ 1
сделать
игрушку
подвижной.
Изготовление изделий
с
шарнирным
механизмом
по
принципу марионетки
—
игрушка«дергунчик».
Подвижное
соединение деталей на
проволоку, толстую
нитку
Что
заставляет 1

По заданному образцу организовывать
свою деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с природным
материалом, правильно и рационально
размещать инструменты и материалы,
под контролем учителя в процессе
выполнения изделия контролировать и
при необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте; убирать
рабочее место.
Рассматривать природные материалы и
образцы изделий (в том числе
иллюстративного ряда, фото и видео
материалов); выбирать природные
материалы для композиции.
Понимать
свойства
природных
материалов.
Сравнивать природные материалы по
цвету, форме, прочности с опорой на
образец.
Выполнять изделия с использованием
различных природных материалов.
Выполнять
сборку
изделий
из
природных материалов при помощи
клея и пластилина.
Составлять композиции по образцу
используя различные техники и
материалы.

вращаться пропеллер?
Изготовление изделий,
имеющих
пропеллер.
Многообразие
материалов, их свойств и
их
практическое
применение в жизни.
Исследование
и
сравнение элементарных
физических,
механических
и
технологических
свойств
различных
материалов.

24

25

Можно ли соединить 1
детали
без
соединительных
материалов?
Введение
понятия
«модель», «щелевой
замок». Изготовление
модели
самолёта.
Сборка
«щелевым
замком»
День
защитника 1
Отечества. Техника на
службе
человеку.
Изменяется
ли
вооружение
армии?
Составление
плана
28

26

27

работы. Работа по
технологической
карте. Изготовление
изделия на военную
тематику (например,
открытки
со
вставками)
Как
машины 1
помогают человеку?
Введение
понятий
«макет», «развёртка».
Составление
плана
работы. Работа по
технологической
карте.
Изготовление моделей
машин
по
их
развёрткам
Демонстрация
учителем
готовых
материалов
на
информационных
носителях.
Поиск
информации.
Интернет
как
источник
информации.
Как
машины 1
помогают человеку?
Введение
понятий
«макет», «развёртка».
Использование
измерений,
вычислений и построений для решения
практических задач.
Составление
плана
работы. Работа по
технологической
карте. Изготовление
моделей машин по их
развёрткам

Осуществлять поиск информации, в
том
числе
в
Интернете
под
руководством взрослого.
Анализировать по предложенному
плану
готовые
материалы,
представленные
учителем
на
информационных носителях.
Понимать
информацию,
представленную в учебнике в разных
формах.
Воспринимать книгу как источник
информации.

По заданному образцу организовывать
свою деятельность: подготавливать
рабочее место для работы с бумагой и
картоном, правильно и рационально
размещать инструменты и материалы,
под контролем учителя в процессе
выполнения изделия контролировать и
при необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте ; убирать
рабочее место.
Применять
правила
безопасного
использования
чертёжных
инструментов (линейка, угольник,
циркуль).
Знать названия и назначение основных
инструментов и приспособлений для
ручного труда, использовать их в
практической работе.
Наблюдать, сравнивать по образцу,
сопоставлять свойства бумаги (состав,
цвет, прочность). Иметь представление
о видах условных графических
изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема.
29

28

29

Использовать в практической работе
чертёжные инструменты — линейку
(угольник,
циркуль),
знать
их
функциональное
назначение,
конструкцию на доступном для
обучающихся с ЗПР уровне.
Ориентироваться при помощи учителя
в
графической
чертёжной
документации: рисунок, простейший
чертёж, эскиз и схему с учётом
условных обозначений. Анализировать
под
руководством
учителя
конструкцию изделия, понимать и
выполнять основные технологические
операции
ручной
обработки
материалов в процессе изготовления
изделия: разметку деталей с помощью
линейки
(угольника,
циркуля),
выделение деталей, формообразование
деталей
(сгибание,
складывание
тонкого картона и плотных видов
бумаги), сборку изделия (склеивание) и
отделку изделия или его деталей по
заданному образцу. Планировать свою
деятельность по предложенному в
учебнике, рабочей тетради образцу.
Формировать общее представление о
технологическом процессе: анализ
устройства и назначения изделия;
выстраивание
последовательности
практических
действий
и
технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная
разметка; обработка с целью получения
(выделения)
деталей,
формообразование деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых
дополнений и изменений.

Поздравляем женщин 1
и девочек. Работа по
технологической
карте.
Изготовление
поздравительных
открыток
с
использованием
разметки по линейке
или
угольнику
и
других
ранее
освоенных знаний и
умений. Изготовление
изделий из различных
материалов
с
соблюдением этапов
технологического
процесса.
Что интересного в 1
работе архитектора?
Элементарная
творческая
и
проектная
деятельность (создание
замысла,
его
детализация
и
30

30

31

воплощение).
Несложные
коллективные, групповые
проекты.
Наши
проекты.
Изготовление макета
родного города или
города
мечты.
Проверим
себя.
Проверка знаний и
умений по теме
Какие бывают ткани? 1
Технология обработки
текстильных
материалов. Строение
ткани (поперечное и
продольное
направление нитей).
Ткани
и
нитки
растительного
происхождения
(полученные
на
основе натурального
сырья). Составление
плана работы. Работа
по технологической
карте. Изготовление
изделий из нетканых
материалов (ватных
дисков, синтепона).
Какие бывают ткани? 1
Виды ниток (швейные,
мулине).
Трикотаж,
нетканые материалы
(общее
представление),
его
строение и основные
свойства.
Строчка
прямого стежка и её
варианты (перевивы,
наборы) и/или строчка
косого стежка и её
варианты
(крестик,
стебельчатая, ёлочка.
Составление
плана
работы. Работа по
технологической
карте. Изготовление
изделий из нетканых
материалов (ватных
дисков, синтепона)

По заданному образцу организовывать
свою деятельность: подготавливать
рабочее
место
для
работы
с
текстильными материалами, правильно
и рационально размещать инструменты
и материалы, под контролем учителя в
процессе
выполнения
изделия
контролировать и при необходимости
восстанавливать порядок на рабочем
месте; убирать рабочее место.
Под руководством учителя применять
правила безопасной и аккуратной
работы ножницами, иглой, клеем.
Знать названия и назначение основных
инструментов и приспособлений для
ручного
труда
(игла,
булавка,
ножницы, напёрсток), использовать их
в практической работе.
Знать строение иглы, различать виды
швейных приспособлений, виды игл,
их
назначение,
различия
в
конструкциях, применять правила
хранения игл и булавок.
Сравнивать под руководством учителя
различные виды нитей для работы с
тканью и изготовления других изделий.
Наблюдать
строение
ткани
(поперечное и продольное направление
нитей), ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе
натурального
сырья),
иметь
представление о видах натуральных
тканей: хлопчатобумажные, шёлковые,
шерстяные,
их
происхождение,
сравнение образцов.
Определять с помощью учителя
лицевую и изнаночную стороны тканей
(кроме шерстяных).

31

Иметь представление о видах ниток:
шёлковые, мулине, швейные, пряжа, их
использование.
Определять под руководством учителя
сырьё для производства натуральных
тканей (хлопковые и льняные ткани
вырабатывают
из
волокон
растительного
происхождения;
шерстяные производят из волокна,
получаемого из шерсти животных).
Понимать
технологическую
последовательность
изготовления
несложного
швейного
изделия
33
(разметка
деталей,
выкраивание
деталей, отделка деталей, сшивание
деталей).
Выполнять при помощи учителя
разметку
с
помощью
лекала
(простейшей выкройки).
Выполнять
выкраивание
деталей
изделия при помощи ножниц.
Использовать приёмы работы с
нитками (наматывание, сшивание,
вышивка).
Знать виды ниток, сравнивать их
свойства (цвет, толщина) с опорой на
образец.
Соединять детали кроя изученными
строчками.
34
Составление
плана
Выполнять отделку деталей изделия,
работы.
Работа
по
используя строчки стежков, а также
технологической карте.
различными
отделочными
Изготовление изделий
материалами.
из нетканых материалов
Оценивать с помощью учителя
(ватных
дисков,
результат
своей
деятельности
синтепона).
(качество
изделия:
точность
разметки и
Использование
выкраивания деталей, аккуратность
дополнительных
сшивания,
общая
эстетичность;
материалов (например,
оригинальность: выбор цвета, иной
проволока,
пряжа,
формы).
бусины и др.). Выбор
материалов
по
их
Работать по технологической карте.
декоративно-художеИспользовать в практической работе
ственным
и
варианты строчки прямого стежка и
конструктивным
строчки косого стежка.
свойствам.
Знакомиться с вышивками разных
народов России.
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
32

Какие бывают ткани? 1
Лекало. Разметка с
помощью
лекала
(простейшей
выкройки).Составлен
ие плана работы.
Работа
по
технологической
карте. Изготовление
изделий из нетканых
материалов (ватных
дисков, синтепона)
Какие бывают ткани? 1
Технологическая
последовательность
изготовления
несложного швейного
изделия
(разметка
деталей, выкраивание
деталей,
отделка
деталей,
сшивание
деталей).Составление
плана работы. Работа
по технологической
карте. Изготовление
изделий из нетканых
материалов (ватных
дисков, синтепона)
Какие бывают ткани? 1

32

пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по технологии.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».