Программа курса внеурочной деятельности (Смысловое чтение)

1.
2.
3.

Оглавление
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

2
2
3

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной
жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
- способность характеризовать собственные знания и умения по предметам,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических
задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к различной информации;
- читательский интерес.
Метапредметные:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного
наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов
окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику
решения практической и учебной задач;
- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные:
- умение анализировать произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту;
- создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
2

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждениеразмышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функциональностилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые
средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые
части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование
тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля)
монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и
стилем речи. Композиция текста типа рассуждения.
Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом
поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный
текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы,
тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое
изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с
заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных
аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации.
Виды внеурочной деятельности:
1.
Проблемно-ценностное общение (включенность в учебные коммуникации,
парную и групповую работу).
2.
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
составление мини-проектов),
3.
Познавательная деятельность (познавательные беседы, предметные олимпиады,
проекты, развитие познавательных процессов).
Формы организации: беседы, дискуссии, совместные поиски решений, групповая
работа, парная работа, мини-конференции, мини-проекты, исследования в рамках внеурочной
деятельности, предметные олимпиады.
3. Тематическое планирование
9класс
№
Тема
Кол-во
п/п
часов
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

3

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждениедоказательство.

2

2

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль).

3

3

Языковые особенности разных стилей речи.

3

4

Жанр эссе.

3

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые
средства текста.

3

6

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.

3

7

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов,
заданных в явном и неявном видах.

3

8

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

3

9

Работа с несколькими источниками информации.

4

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
10

Подробный и сжатый пересказ (письменный).

4

11

Приемы сжатия текста.

3

12

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании
текста.

4

13

Аргументы, подтверждающие вывод.

3

14

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую.

3

15

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации.

3

16

Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания (устного и
письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.

4

17

Композиция текста типа рассуждения.

3

4

18

Выбор типа и стиля речи собственного монологического
высказывания с учетом поставленной задачи.

3

19

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на
прочитанный текст.

3

20

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования.

3

21

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста).

3

5

26

Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.

1

27

Создание эссе на заданную тему.

1

Работа с текстом: оценка информации.
28

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

1

29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

1

30

Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный
опыт.

1

31

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.

1

32

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.

1

33

В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации.

1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».