Программа курса внеурочной деятельности (Финансовая грамотность)

Оглавление
1.
2.
3.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации
Тематическое планирование

2
4
4

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к
её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся
на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину
подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с
валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций
на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества, и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит
благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать
своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.
Модуль 2. Страхование
Риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Страхование.
Страховые компании.
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги. Социальные пособия.
Модуль 4. Финансовые организации и собственный бизнес
Банки, вклады и кредиты. Бизнес. Валюта
Формы организации: беседы, дискуссии, совместные поиски решений, групповая
работа, парная работа, мини-конференции, мини-проекты, исследования в рамках
внеурочной деятельности, предметные олимпиады.
3. Тематическое планирование
Класс
Количество
Количество часов в год
часов в неделю Обязательная
Часть,
часть
формируемая
участниками
образовательных
отношений
5
1
34
6
1
34
7
1
34
5 класс
№
п/п

Тема урока

Итого

34
34
34

Кол-во часов
(обязательная
часть)

1.

Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа)
Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1

2.

От чего зависит благосостояние семьи

1

3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1

Доходы и расходы семьи (21 часов)

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Деньги: что это такое
Учебный мини проект по теме «Деньги»
Защита мини проекта по теме «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать доход семьи
Исследуем семейный доход
Решение практических задач по теме «Доходы семьи»
Учебный мини-проект по теме «Доходы семьи»
Защита мини-проекта по теме «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Решение практических задач по теме «Расходы семьи»
Учебный мини-проект по теме «Расходы семьи»
Защита мини-проекта по теме «Расходы семьи»
Семейный бюджет
Как сформировать семейный бюджет
Решение практических задач по формированию семейного
бюджета.
Ролевая игра по составлению семейного бюджета «Семейный
совет»
Учебный мини-проект «Семейный бюджет»
Защита мини-проекта «Семейный бюджет»
Модуль 2. Страхование (5 часов)
Почему возникают риски и потери денег и имущества и как от
этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Решение практических задач по теме «Страхование»
Ролевая игра «Страхование»
Повторение (4 часа)
Повторение по теме «Что такое финансовая грамотность и
финансовое поведение людей»
Повторение по теме «Доходы и расходы семьи»
Повторение по теме «Страхование»
Итоговый тест за курс 5 класса

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов
(обязательная
часть)

Повторение по теме «Финансовая грамотность» (2часа)
1.

Финансовая грамотность и благосостояние семьи.

1

2.

Финансовое поведение людей

1

3.
4.
5.

Доходы и расходы семьи (13 часов)
Деньги: что это такое
Доходы семьи
Расходы семьи

1
1
1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Исследуем доходы и расходы семьи
Решение практических задач по теме «Доходы и расходы семьи»
Учебные мини-проекты по теме «Доходы и расходы семьи»
Семейный бюджет.
Формирование семейного бюджета
Решение практических задач по формированию семейного
бюджета
Учебные мини-проекты по теме «Семейный бюджет»
Деловая игра «Семейный бюджет»
Итоги деловой игры «Семейный бюджет»
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи. Семейный
бюджет»
Страхование (15 часов)
Почему возникают риски и потери денег и имущества
Как защититься от потерь денег и имущества
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Решение практических задач по теме «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
Страховые компании
Как определить надежность страховых компаний
Как работает страховая компания
Решение практических задач по теме «Страховые компании»
Учебные мини-проекты по теме «Страхование»
Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»
Презентация портфолио «Страхование»
Что такое налоги и почему их нужно платить
Виды налогов.
Повторение (4 часа)
Повторение по теме «Семейный бюджет»
Повторение по теме «Страхование»
Повторение по теме «Налоги»
Итоговый тест за курс 6 класса

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов
(обязательная
часть)

Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства
Что такое налоги и почему из нужно платить
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги»
Сравниваем налоги граждан разных стран
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от
государства
Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты «Налоги»
Игра «Блеф-клуб» по налогам

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Что такое социальные пособия и какие они бывают
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального
страхования
Исследуем, какие социальные пособия получают люди
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»
Учебные мини-проекты «Социальные пособия»
Презентация портфолио по теме «Человек и государство»
Финансовые организации и собственный бизнес (18 часов)
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредиты и нужно ли их брать. Изучаем сайт ЦБ России
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнес-инкубаторы
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях
Решение практических задач по теме «Финансовые организации и
собственный бизнес»
Учебные мини-проекты по теме «Финансовые организации и
собственный бизнес»
Ролевая игра «Открываем фирму»
Повторение по теме «Человек и государство»
Повторение по теме «Финансовые организации и собственный
бизнес»
Итоговый тест по курсу 7 класса

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».