к А д а н т и р о в а о б щ е о б р а з о в а т е л ь о б р а з о в с у м с т в е н н о (и н т е л л е к т у а л ь н ы м и (в а р и а н т 9.1.) М А М Р е к 11е М А п р о о м е н д д а г о г и О У С т о к о л 11р и л н н о й о н о й п р а н и я у й о т с т н а р у ш О У С с н и е 2 о в н о й р а м м е щ и х с я о с т ь ю и я м и ) О Ш № 8 о ж с н о г ч а а л е н у н и ц и п а л ь н о е а в т о н о м н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е с р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а № 8 о в а н а ч с с к и м с о в е т о м О Ш № 8 о т 29.08.2024 № >Я ±- П С /202 Р А Б О Ч А Я П К о р р е к ц и о н н о -р а з (к о р р е к ц и о «Р и т м С р о к р е а л и з К л а с с : 1 ж д е п а э р М А О У С О Ш № 8 £ ______ С .В . Н л с у к о в а f 29.08.2024 № { Р О Г Р А М в и в а ю щ а н н ы й к у р и к а » а ц и и : 4 г - 4 к л а с с М я А о б л а с т ь с ) о д а С е в е р о у р а л ь с к и й г о р о д с к о й 2024 г о д о к р у г Q Оглавление 1. Пояснительная записка ............................................................................................................................. 2 2. Общая характеристика коррекционного курса ........................................................................................ 3 3. Описание места коррекционного курса в учебном плане ....................................................................... 4 4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса........................................... 4 5. Содержание коррекционного курса ............................................................................................................. 8 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся 13 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности....................... 32 1. Пояснительная записка Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» разработана в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; - Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026; - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 9.1) МАОУ СОШ № 8; - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; - Устав МАОУ СОШ № 8; - локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8. ЦЕЛЬ коррекционно-развивающей области является развитие двигательной активности учащегося в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоциональноволевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ЗАДАЧИ: Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях. Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления). Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. 2 Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений. Развивать координацию движений. Развивать умение слушать музыку. Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением. Развивать творческие способности личности. Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности. дисциплин. Основные направления работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения. Основные направления коррекционной работы: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие двигательной памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия. 2. Общая характеристика коррекционного курса Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. 3 3. Описание места коррекционного курса в учебном плане «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений коррекционно-развивающей области учебного плана учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для учащихся 1–4 классов. Срок реализации программы 4 года. В соответствии с требованиями ФГОС учащихся с умственной отсталостью выделяется следующее количество учебных часов: Класс Количество часов в Количество часов в Итого неделю год 1 1 33 33 2 1 34 34 3 1 34 34 4 1 34 34 4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; форсированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; форсированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; форсированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: 1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения; 2) элементарный опыт музыкальной деятельности. 1 класс Минимальный уровень: включаться в работу на занятиях, к выполнению упражнений с помощью учителя; готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение; находить свое место в строю; ходить свободным естественным шагом; уметь слушать музыку; выполнять несложные движения руками и ногами под музыку по показу учителя; активно прихлопывать и притоптывать вместе с учителем. 4 Достаточный уровень: организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя; включаться в работу на занятиях, к самостоятельному выполнению упражнений; готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение; находить свое место в строю; строиться в колонну по одному; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; выполнять несложные движения руками и ногами под музыку по показу учителя; уметь начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, по сигналу; активно прихлопывать и притоптывать вместе с учителем; выполнять плясовые движения по показу учителя; слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. 2 класс Минимальный уровень: организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя; включаться в работу на занятиях, к выполнению упражнений; готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение; находить свое место в строю; строиться в колонну по одному; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; выполнять несложные движения руками и ногами под музыку по показу учителя; уметь начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, по сигналу. Достаточный уровень: организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя; включаться в работу на занятиях, к самостоятельному выполнению упражнений; готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение; находить свое место в строю; строиться в колонну по одному, выполнять построение и перестроение; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; выполнять бег по ориентирам и по команде учителя; ориентироваться в направлениях движения вперед, назад, в круг, из круга; выполнять по показу упражнения на координацию движений, на расслабление мышц, общеразвивающие упражнения; уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; выполнять ритмические движения руками и ногами в соответствии с характером музыки; уметь начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, по сигналу; активно прихлопывать и притоптывать; отстукивать простые ритмические рисунки на музыкальных инструментах, в ладоши; выполнять плясовые движения по показу учителя; играть в музыкальные игры с предметами и без них; выполнять движения с пением или речевым сопровождением; слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. 3 класс Минимальный уровень: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не 5 мешая друг другу; ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять игровые и плясовые движения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Достаточный уровень: уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержаниеми особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, позвуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями; выполнять ритмические движения руками и ногами в соответствии с характером музыки; начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, по сигналу; прихлопывать и притоптывать в такт музыке в соответствии с характером ее звучания; отстукивать простые ритмические рисунки на музыкальных инструментах, в ладоши; выполнять плясовые движения по показу учителя; играть в музыкальные игры с предметами и без них; выполнять движения с пением или речевым сопровождение. 4 класс Минимальный уровень: уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержаниеми особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, позвуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями; выполнять ритмические движения руками и ногами в соответствии с характером музыки; начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, по сигналу; прихлопывать и притоптывать в такт музыке в соответствии с характером ее звучания; отстукивать простые ритмические рисунки на музыкальных инструментах, в ладоши; выполнять плясовые движения по показу учителя; играть в музыкальные игры с предметами и без них; выполнять движения с пением или речевым сопровождением; Достаточный уровень: уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержаниеми особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); занимать правильное исходное положение, равняться в шеренге, в колонне; 6 рассчитываться на первый, второй для последующего перестроения в две колонны; организованно строиться в колонну парами; сохранять правильную дистанцию в колонне парами; уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны,шеренги; соблюдать правильную дистанцию в колонне по три; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, позвуковым и музыкальным сигналам; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясьмузыкой; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями; выполнять ритмические движения руками и ногами в соответствии с характером музыки; начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, по сигналу; прихлопывать и притоптывать в такт музыке в соответствии с характером ее звучания; отстукивать простые ритмические рисунки на музыкальных инструментах, в ладоши; выполнять плясовые движения по показу учителя; играть в музыкальные игры с предметами и без них; выполнять движения с пением или речевым сопровождением; передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.; Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по коррекционно-развивающей области «Ритмика» в 1–4 классе Система оценки личностных результатов Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, учащегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Система оценки предметных результатов Отметки по коррекционному курсу «Ритмика» не выставляются. В целом оценка достижения учащимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные учащимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности учащегося и овладении им социальным опытом. Текущий контроль овладения различными видами деятельности, осуществляется на каждом занятии, мониторинг планируемых результатов обучения проводится в конце каждой четверти. Проверки по овладению различными видами деятельности, проводятся на «Ритмике» фронтально, малыми группами или индивидуально. Результаты проверок отражаются в отчетах учителя, ведущего «Ритмику», предоставляются в конце каждой четверти администрации учреждения. Желательно участие учителя, ведущего «Ритмику», в стартовой диагностике и мониторинге развития, который проводит учитель, ведущий коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» и «Психокоррекционные занятия 7 (дефектологические)». Учитель ритмических занятий принимает участие в составлении характеристики развития учащихся по итогам каждого учебного года. Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Работа учащихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно» Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые учащимися: «верно» - задание выполнено на 70–100 %; «частично верно» - задание выполнено на 30–70%; «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %. 5. Содержание коррекционного курса Содержанием коррекционных занятий по ритмике в 1–4 классах является музыкально ритмическая деятельность учащихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Музыкальные игры»; «Танцевальные упражнения». Содержание программного материала занятий состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкально-ритмических движений. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Упражнения на ориентировку в пространстве Содержание раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Раздел включает упражнения на определение правильного исходного положения, ходьбу ибег по ориентирам, построение и перестроение, ориентировку в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Ритмико-гимнастические упражнения Основное содержание раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений - научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Раздел включает 8 общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Раздел включает упражнения для кистей рук, отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах, игру на детских музыкальных инструментах. Музыкальные игры Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «Лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения, (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). После того, как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умственно отсталые учащиеся успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха». Раздел включает ритмические движения в соответствии с различным характером музыки, имитационные упражнения и игры на подражание, музыкальные игры с предметами, игры с пением или речевым сопровождением. Танцевальные упражнения Обучению умственно отсталых учащихся танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хороводного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, присядка и др.). 1 класс «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 10 часов Построение в шеренгу по одному. Упражнения для рук и кистей. Построение из шеренги в круг. Движение по кругу. Нахождение своего места в строю. Принятие правильного исходного положения. Равнение в шеренге, в колонне. Движение цепочкой по кругу. Движение цепочкой в круг, в круг-из круга. Ходьба свободным естественным шагом, не мешая друг другу. Ходьба и бег по кругу с сохранением дистанции. Движения для кистей рук. Ритмичное выполнение несложных движений руками и ногами. Изменение направлений ходьбы, бега, подскоков. Перестроение в пары, в круг. Ритмико-гимнастические упражнения» - 8 часов Соотношение темпа движений с темпом музыки. Движения по залу в разных направлениях. Соотношение темпа движений с темпом музыки. 9 Ритмичное выполнение несложных движений руками и ногами. Передача притопами, хлопками резких акцентов в музыке. Начало и окончание движения в соответствии со звучанием музыки. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы и бега. Соотношение темпа движений с темпом музыки. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане под счет. «Музыкальные игры» - 4 часа Выполнение имитационных упражнений и игр. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. Согласованное выполнение игровых и плясовых движений. «Танцевальные упражнения» - 9 часов Понятие об исходном положении в плясках. Движения по показу. Хороводы в кругу, пляски с притопами. Разучивание элементов пляски «Стукалка». Закрепление элементов пляски «Стукалка». Выполнение игровых и плясовых движений по показу. Движение парами: ходьба, кружение на месте. Закрепление последовательности движений пляски. Элементы русской пляски: хороводный шаг. Выполнение простых танцевальных движений с предметами. 2 класс «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 11 часов Построение в шеренгу по одному. Упражнения для рук и кистей. Построение из шеренги в круг. Смыкание круга. Движение по кругу. Движение цепочкой по кругу, вперед, назад, вправо, влево. Движение цепочкой по кругу. Ознакомление с позициями рук, ног. Движение цепочкой в круг, в круг-из круга. Движения по залу в разных направлениях. Ходьба и бег по кругу с сохранением дистанции. Движения для кистей рук. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы и бега. Изменение направлений ходьбы, бега, подскоков. Перестроение в пары, в круг. Движение парами: ходьба, кружение на месте. «Ритмико-гимнастические упражнения» - 6 часов Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Позиции рук и ног. Ритмичное выполнение несложных движений руками и ногами. Соотношение темпа движений с темпом музыки. Передача притопами, хлопками резких акцентов в музыке. Ритмичное выполнение несложных движений руками и ногами. Начало и окончание движения в соответствии со звучанием музыки. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане под счет «Музыкальные игры» - 7 часов Выполнение имитационных упражнений и игр. Музыкальные игры с предметами. 10 Игры с пением или речевым сопровождением. Логоритмика «Кот - царапка». Символы, жесты. Закрепление логоритмики «Кот - царапка». Символы, жесты. Логоритмическая композиция «В лесу». Логоритмическая композиция «В лесу». Повторение. «Танцевальные упражнения» - 8 часов Хороводы в кругу, пляски с притопами. Постановка рук в народном танце. Выполнение игровых и плясовых движений по показу. Разучивание танцевальных движений. «Пляска с султанчиками». Отработка танцевальных движений под счет. «Пляска с султанчиками». Закрепление танцевальных движений. «Пляска с султанчиками». Выполнение простых танцевальных движений с предметами. Движения парами. Соотношение темпа движений с темпом музыки. Выполнение упражнений по показу. Согласованное выполнение игровых и плясовых движений. Шаг с приставкой. Шаг с подскоком. 3 класс «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 5 часов Построение в шеренгу по одному. Упражнения для рук и кистей. Построение из шеренги в круг. Смыкание круга. Движение по кругу. Движение цепочкой по кругу, вперед, назад, вправо, влево. Построение из круга в двойки. Передвижение по ориентирам. Перестроение в полукруг, кружки. Передвижение по заданному ориентиру. «Ритмико-гимнастические упражнения» - 9 часов Разучивание логоритмической композиции «Осень-невидимка». Логоритмическая композиция «Осень-невидимка». Выполнение упражнений по показу. Логоритмика «Часы». Темп, речь. Выполнение движений по показу. Логоритмика «Часы». Согласованность движений. Логоритмика «Солнышко». Разучивание движений, перестроений. Логоритмика «Солнышко». Согласованность движений с музыкой. Логоритмика «Солнышко». Соблюдение темпа и ритма. Логоритмика «Солнечный зайчик». Разучивание движений под счет. Логоритмика «Солнечный зайчик». Последовательность движений. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане под счет. «Музыкальные игры» - 5 часов Выполнение имитационных упражнений и игр. Инсценирование сказки «Колобок». Распределение ролей, знакомство с движениями. Повторение инсценирования сказки «Колобок» с музыкальным сопровождением. Инсценирование сказки «Колобок». Согласованность движений с музыкой. Игры с пением или речевым сопровождением. «Танцевальные упражнения» - 13 часов Танец «Финская полька». Разучивание танцевальных движений. Танец «Финская полька». Ритмичная смена направлений во время движения по линии танца. Новогодние хороводы. Знакомство с позициями рук, ног. Новогодние хороводы. Согласованность движений с музыкой. Новогодние хороводы. Знакомство с танцевальными связками. Композиция с лентами. Разучивание танцевальных движений. Композиция с лентами. Согласованность движений с музыкой. Танцевальная композиция с султанчиками «Волшебники». Разучивание движений. 11 Танцевальная композиция с султанчиками «Волшебники». Согласованность движений с музыкой. Танцевальная композиция с султанчиками «Волшебники». Соблюдение темпа и ритма. Танец «Дружные тройки». Разучивание движений по показу. Танец «Дружные тройки». Согласованность движений с музыкой. Танец «Дружные тройки». Движения партнеров относительно друг друга. 4 класс «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 7 часов Построение в шеренгу по одному. Упражнения для рук и кистей. Построение из шеренги в круг. Смыкание круга. Движение по кругу. Движение цепочкой по кругу, вперед, назад, вправо, влево. Движение цепочкой в круг, в круг-из круга. Закрепление изученных перестроений. Знакомство с перестроениями с образованием «звездочек», «каруселей». Повторение перестроений с образованием «звездочек», «каруселей». Передвижения по заданному ориентиру. Закрепления всех видов перестроений с музыкальным сопровождением. «Ритмико-гимнастические упражнения» - 7 часов Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Координационные движения, регулируемые музыкой. Движения пальцев рук, кистей. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения и повороты туловища. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Сочетания движений ног. Ритмико-гимнастические упражнения с предметами. Выполнение по показу упражнений с султанчиками. Ритмико-гимнастические упражнения с предметами. Выполнение движений с обручами. Ритмико-гимнастические упражнения с предметами. Танцевальные упражнения с лентами. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Игра на детском пианино. Отстукивание простого ритмического рисунка на барабане. «Музыкальные игры» - 6 часов Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка мелодии. Имитационные упражнения и игры. Повадки животных. Игры под музыку. Смена движения в соответствии со сменой частей музыкального произведения. Игры под музыку. Разучивание игр с элемента танцевальных движений. Игры с пением или речевым сопровождением. Игры под музыку на формирование осанки. Танцевально-игровые упражнения. «Танцевальные упражнения» - 12 часов Движение цепочкой в круг, в круг-из круга. Танец «Осенний вальс». Элементы и шаг вальса. Движение партнеров относительно друг друга. Повторение элементов «Осеннего вальса». Отработка линии танца. Соотношение темпа движений с темпом музыки в вальсе. «Осенний вальс». Работа над выразительным исполнением вальсовых движений. «Осенний вальс». Хоровод «Дед мороз». Движения по показу. Смена направлений движения танца. Соотношение темпа движений с темпом музыки в хороводе «Дед мороз». Передача притопами, хлопками резких акцентов в музыке. Хоровод «Дед Мороз». Разучивание элементов пляски «Стукалка». Постановка рук в народном танце. Согласованность движений с темпом музыки в плясках. «Стукалка». Импровизация под медленную музыку. Танец с лентами. Импровизация под быструю музыку. Танец с султанчиками. 12 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся 1 класс № п/п КолПрограммное Тема урока во часов содержание (обяз. часть) «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 10 часов 1 Выполнение специальных 1. Построение в упражнений под музыку, шеренгу по одному. ходьба цепочкой или в Упражнения для колонне в соответствии с рук и кистей. заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 2. Построение из 1 Перестроение с шеренги в круг. образованием Движение по кругу. кругов, движения к определенной цели и между предметами, ходьба и бег по ориентирам. 1 Выполнение специальных 3. Нахождение своего упражнений под музыку, места в строю. ходьба цепочкой или в Принятие колонне в соответствии с правильного заданными исходного направлениями, положения. определение правильного исходного положения. 4. Равнение в шеренге, 1 Упражнения на вколонне. определение правильного исходного положения, Движение цепочкой по кругу. ходьба и бег по ориентирам, построение и перестроение, ориентировка в направлении движений. 5. Движение цепочкой 1 Упражнения на вкруг, в круг-из построение в шеренгу по круга. одному, перестроение из шеренги в круг, нахождение своего места в строю, определение правильного исходного положения. 1 Упражнение на равнение 6. Ходьба свободным в шеренге, колонне, естественным определение своего места шагом, не мешая в ряду, движение по кругу друг другу. цепочкой со сменой направления и скорости движения под музыку. 1 Упражнения на ходьбу и 7. Ходьба и бег по бег цепочкой и в колонне кругус сохранением в соответствии с дистанции. заданными Движениядля направлениями, кистей рук. 13 Дифференциация видов деятельности учащихся Минимальный Достаточный уровень уровень Знать пространственные понятия, понятия «исходное положение», «линия», «колонна», «круг» готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю; равняться в шеренге, колонне; ходить и бегать по кругу с сохранением дистанции. Входить в зал организованно под музыку, занимать правильное исходное положение, приветствовать учителя; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях. перестроения с образованием кругов, ориентирование в пространстве. Выполнение специальных упражнений под музыку, ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 9. Изменение 1 Определение своего места направлений в строю, построение в ходьбы, бега, колонну и в шеренгу, подскоков. перестроение в круг, движения с изменением направления вперед, назад, в круг, из круга. 10. Перестроение в 1 Выполнение специальных пары, в круг. упражнений под музыку, ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения, перестроение в пары, в круг Ритмико-гимнастические упражнения» - 8 часов 1 Выполнение заданий на 11. Соотношение темпа выработку координации движений с темпом движений, формирование музыки. умения согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы под музыку. 12. Движения по залу в 1 Знакомство с основными разных направлениями в танце, направлениях. углом поворота, знакомство с позициями рук, ног. Выполнение прыжков, подскоков, боковых шагов, повторение упражнений на координацию движений. 13. Соотношение темпа 1 Знакомство с движений с темпом танцевальными музыки. движениями: шаг с носка, шаг на полу пальцах, боковой шаг на всей стопе по прямой позиции, легкий бег на полупальцах. 1 Упражнения на бег с 14. Ритмичное поднятым коленом, выполнение упражнения на несложных перестроение по движенийруками и инструкции учителя, ногами. передвижения по 8. Ритмичное выполнение несложных движенийруками и ногами. 1 14 Знать названия всех частей тела; знать основные упражнения; выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме. Выполнять задания после показа и по словесной инструкции; придумывать и показывать простейшие упражнения для разных частей тела. заданному ориентиру. Отработка хлопков в такт музыки на месте и в движении; выполнение упражнений по показу с изменениями темпа и характера музыки. 16. Начало и окончание 1 Выполнение упражнений движения в на своевременность начала соответствии со и окончания движения в звучанием музыки. соответствии со звучанием музыки. Отработка смены направлений во время движения по линии танца. 17. Выполнение 1 Выполнение несложных простыхдвижений с движений руками и предметами во ногами под времяходьбы и бега. музыку, наклоны туловища вперед- назад, повороты головы по показу учителя, выполнение упражнений с предметами. 18. Соотношение темпа 1 Упражнение на движений с темпом выставление правой и музыки. левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение, выполнение движений в соответствии с разным характером, темпом, динамикой музыки. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Знать музыкальные 1 Различение и называние 19. Отстукивание инструменты; детских музыкальных простых знать звучание инструментов, ритмических музыкальных упражнения на развитие рисунков на инструментов; мелкой моторики кистей барабане. знать и отличать рук, сгибание и понятия «громкоразгибание пальцев в тихо», «быстрокулак, сцепление с медленно»; начинать и напряжением и заканчивать движения без напряжения, по сигналу музыки; сопоставление пальцев. Формирование точности и соотносить темп движений с беглости пальцев. музыкальным 1 Выполнение заданий на 20. Отстукивание сопровождением. координацию рук, простых отстукивание простых ритмических ритмических рисунков, рисунков на развитие свободных и барабанепод счет. точных движений кистей рук, пальцев, подыгрывание на детских музыкальных инструментах. 15. Передача притопами, хлопками резких акцентов в музыке. 1 15 Определять настроения музыки (веселая, грустная, спокойная); координировать движения в соответствием с характером музыки. «Музыкальные игры» - 4 часа 21. Выполнение 1 имитационных упражнений и игр. Упражнения на создание музыкальнодвигательных образов, упражнения, определяющие характер движения некоторых предметов. 22. Музыкальные игры 1 Выполнение ритмических спредметами. движений в соответствии с различным характером музыки, имитационные игры на подражание, игры с предметами с речевым сопровождением. 23. Игры с пением или 1 Выполнение речевым танцевальной разминки сопровождением. Упражнений имитирующих повадки животных с музыкальным сопровождением и без. Отработка пластичности движений рук, ног «мягкие ручки, ножки». 24. Согласованное 1 Выполнение шагов в выполнение заданном направлении по игровыхи плясовых инструкции учителя. движений. Выполнение танцевальноигровых заданий, упражнения в соответствии с характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо – громко), игры на подражание конкретных образов. «Танцевальные упражнения» - 9 часов 25. Понятие об 1 Выполнение несложных исходном движений руками и положении в ногами под музыку по плясках.Движения показу учителя, по показу. формирование умения начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, по сигналу; выполнение плясовых упражнений. 26. Хороводы в кругу, 1 Выполнение по показу пляски с притопами. упражнения на координацию движений, на расслабление мышц, общеразвивающие упражнения; упражнения на прихлопывание и притопывание под музыку. 16 Знать правила игр; целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя. Выполнять игровые движения после показа учителем; играть, соблюдая правила; выразительно передавать игровой образ. Знать названия движений и упражнений; ловко и быстро переходить от одного движения к другому. Выполнять плясовые движения; уметь работать в паре 27. Разучивание элементов пляски «Стукалка». 1 28. Закрепление элементов пляски «Стукалка». 1 29. Выполнение игровыхи плясовых движенийпо показу. 1 30. Движение парами: ходьба, кружение на месте. 1 31. Закрепление последовательности движений пляски. 1 32. Элементы русской пляски: хороводный шаг. 1 33. Выполнение простых танцевальных 1 Знакомство с элементами пляски, выполнение упражнений на постановку рук в народном танце по показу, инструкции учителя. Отработка смены направления движения по линии танца под музыку. Повторение ранее изученных элементов: позиций рук, ног; движения корпуса. Упражнений для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч в верх и опускания их вниз. Повторение понятий «Мягкие руки», «Мягкие и твёрдые ноги». Упражнения на соблюдение темпа движений с акцентом на музыкальное сопровождение, знакомство с танцевальными связками, выполнение упражнений по показу. Знакомство с танцевальными связками. Знакомство с одинарным, тройным притопом. Разучивание танцевальных этюдов на изученных движениях, отработка движения пары по заданному направлению. Движения партнеров относительно друг друга. Выполнение упражнений по показу и самостоятельно: шага с приставкой, шага с подскоком, притопом. Начало и окончание движения в соответствии со звучанием музыки. Выполнение простых танцевальных движений по показу и по словесной инструкции учителя (бодрый, спокойный, топающий шаг; бег легкий, на полу пальцах; подпрыгивание на двух ногах). Выполнение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на 17 движений с предметами. всей ступне, подбоченившись двумя руками, движения с платочком по показу и по словесной инструкции учителя. Исполнение притопов одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. 2 класс № п/п КолТема урока Программное содержание во часов (обяз. часть) «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 11 часов 1. Построение в 1 Выполнение специальных шеренгу по одному. упражнений под музыку, Упражнения для ходьба цепочкой или в руки кистей. колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 2. Построение из 1 Перестроение с образованием шеренги в круг. кругов, движения к Смыкание круга. определенной цели и между Движение по кругу. предметами, ходьба и бег по ориентирам. 3. Движение цепочкой 1 Упражнения на ходьбу и бег по кругу, вперед, цепочкой и в колонне в назад, вправо, соответствии с заданными влево. направлениями, перестроения с образованием кругов, ориентирование в пространстве. 4. Движение цепочкой 1 Выполнение специальных по кругу. упражнений под музыку, ходьба цепочкой или в Ознакомление с позициями рук, ног. колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 5. Движение цепочкой 1 Определение своего места в в круг, в круг-из строю, построение в колонну круга. и в шеренгу, перестроение в круг, движения с изменением направления вперед, назад, в круг, из круга. 1 Упражнения на построение в 6. Движения по залу в шеренгу по одному, разных перестроение из шеренги в направлениях. круг, нахождение своего места в строю, определение Правильного исходного положения. 1 Упражнение на равнение в 7. Ходьба и бег по шеренге, колонне, кругу с определение своего места в сохранением ряду, движение по кругу цепочкой со сменой 18 Дифференциация видов деятельности учащихся Минимальный Достаточный уровень уровень Знать пространственные понятия, понятие «дистанция»; сохранять правильную дистанцию в колонне парами. Организованно строиться; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя со звуковым и музыкальным сигналами. дистанции. Движения для кистей рук. направления и скорости движения под музыку. Упражнения на ходьбу и бег цепочкой и в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, ориентирование в пространстве. 9. Изменение 1 Выполнение специальных направлений упражнений под музыку, ходьбы, бега, ходьба цепочкой или в подскоков. колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 10. Перестроение в 1 Определение своего места в пары, в круг. строю, построение в колонну и в шеренгу, перестроение в круг, движения с изменением направления вперед, назад, в круг, из круга. 11. Движение парами: 1 Выполнение специальных ходьба, кружение на упражнений под музыку, месте. ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения, перестроение в пары, в круг. «Ритмико-гимнастические упражнения» - 6 часов 1 Выполнение заданий на 12. Ритмиковыработку координации гимнастические движений, формирование упражнения под умения согласовывать музыку. Позиции движения рук с движениями рук ног, туловища, головы под и ног. музыку. 1 Знакомство с основными 13. Ритмичное направлениями в танце, выполнение углом поворота, знакомство несложных с позициями рук, ног. движений руками и Выполнение прыжков, ногами. подскоков, боковых шагов, повторение упражнений на координацию движений. 14. Соотношение темпа 1 Знакомство с танцевальными движений с темпом движениями: шаг с носка, музыки. шаг на полупальцах, боковой шаг на всей стопе по прямой позиции, легкий бег на полупальцах. 15. Передача 1 Ходьба и бег: с высоким притопами, подниманием колен, с хлопками резких отбрасыванием прямой ноги акцентов в музыке. вперед и оттягиванием носка. Музыкальная разминка. Игра «Потопаемпохлопаем». 8. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы и бега. 1 19 Знать понятие «исходное положение», знать исходное положение всех упражнений и движений; знать названия некоторых движений и упражнений; выполнять общеразвивающие движения в определенном темпе и ритме. Самостоятельно выполнять упражнения, заданные словесной инструкцией учителя. 16. Ритмичное выполнение несложных движений руками и ногами. 1 Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Танец «Пальчики и ручки». 17. Начало и окончание 1 Выполнение упражнений на движения в своевременность начала и соответствии со окончания движения в звучанием музыки. соответствии со звучанием музыки. Отработка смены направлений во время движения по линии танца. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Знать понятия 1 Различение и называние 18. Отстукивание «музыкальный детских музыкальных простых акцент», «темп»; инструментов, ритмических упражнения на развитие рисунков на ощущать смену мелкой моторики кистей рук, частей барабане. сгибание и разгибание музыкального пальцев в кулак, сцепление с произведения. напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Формирование точности и беглости пальцев. 1 Выполнение заданий на 19. Отстукивание координацию рук, простых отстукивание простых ритмических ритмических рисунков, рисунков на развитие свободных и барабане под счет. точных движений кистей рук, пальцев, подыгрывание на детских музыкальных инструментах. «Музыкальные игры» - 7 часов Знать о нюансах в 20. Выполнение 1 Упражнения на создание музыке; начинать и имитационных музыкально- двигательных упражнений и игр. образов, упражнения, заканчивать игру с определяющие характер началом и движения некоторых окончанием музыки. предметов. 21. Музыкальные игры 1 Выполнение ритмических с предметами. движений в соответствии с различным характером музыки, имитационные игры на подражание, игры с предметами с речевым сопровождением. 22. Игры с пением или 1 Выполнение танцевальной речевым разминки. Упражнений сопровождением. имитирующих повадки животных с музыкальным сопровождением и без. Отработка пластичности движений рук, ног «мягкие ручки, ножки». 23. Логоритмика «Кот 1 Выполнение шагов в царапка». Символы, заданном направлении по жесты. инструкции учителя. Выполнение танцевальноигровых заданий, упражнения в соответствии с 20 Самостоятельно координировать движения в соответствии со звучанием музыки. Легко, непринужденно выполнять игровые движения. 24. Закрепление логоритмики «Кот царапка». Символы, жесты. 1 25. Логоритмическая композиция «В лесу». 1 26. Логоритмическая композиция «В лесу». Повторение. 1 характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо– громко), игры на подражание конкретных образов. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Упражнение для пальцев рук на детском пианино. Разучивание логоритмика «Кот-царапка». Разучивание движений логоритмика по показу учителя, соотношение движений с музыкальным сопровождением. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо). Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Закрепление движений логоритмики. «Танцевальные упражнения» - 8 часов 1 Движения парами: бег, 27. Хороводы в кругу, ходьба, кружение на месте. пляски с Хороводы в кругу, пляски с притопами. притопами, кружением, Постановка рук в хлопками. Танец «Пальчики народном танце. и ручки». 1 Выполнение простых 28. Выполнение движений с предметами во игровых и плясовых время ходьбы. движений по Движения рук в разных показу. направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). 1 Элементы русской пляски: 29. Разучивание простой хороводный шаг, танцевальных шаг на всей ступне, движений. «Пляска подбоченившись двумя с султанчиками». руками (для девочек движение с платками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. 1 Знакомство с танцевальными 30. Отработка движениями: шаг с носка, танцевальных шаг на полу пальцах, движений под счет. боковой шаг на «Пляска с всей стопе по прямой султанчиками». позиции, легкий бег на полу пальцах. 21 Знать музыку, используемую для отдельных танцев и танцевальных движений; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку; принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движений. Легко, непринужденно выполнять игровые и плясовые движения. 31. Закрепление танцевальных движений. «Пляска с султанчиками». 1 32. Выполнение простых танцевальных движений с предметами. Движения парами. Соотношение темпа движений с темпом музыки. Выполнение упражнений по показу. Согласованное выполнение игровых и плясовых движений. Шаг с приставкой. Шаг с подскоком. 1 33. 34. 1 1 Отработка хлопков в такт музыки на месте и в движении; выполнение упражнений по показу с изменениями темпа и характера музыки. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Танец «Пальчики и ручки». Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русского танца «Подружились». Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне. 3 класс № п/п КолПрограммное во содержание часов (обяз. часть) «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 5 часов 1. Построение в шеренгу 1 Выполнение специальных по одному. упражнений под музыку, Упражнения для рук и ходьба цепочкой или в кистей. колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 2. Построение из 1 Перестроение с шеренги в круг. образованием кругов, Смыкание круга. движения к определенной Движение по кругу. цели и между предметами, ходьба и бег по ориентирам. 3. Движение цепочкойпо 1 Упражнения на кругу, вперед, назад, построение в шеренгу по вправо, влево. одному, перестроение из шеренги в круг, нахождение своего места в строю, определение правильного исходного положения. 4. Построение из кругав 1 Выполнение специальных двойки. Передвижение упражнений под музыку, поориентирам. ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, Тема урока 22 Дифференциация видов деятельности учащихся Минимальный Достаточный уровень уровень знать и понимать направления движения, знать особенности перестроений в разные фигуры; соблюдать правильную дистанцию в колонне по три, в концентрических кругах; рассчитываться на первый, второй, третий для построения в колонну. Ориентироваться в пространстве зала и любого другого помещения определение правильного исходного положения. 5. Перестроение в 1 Упражнения на полукруг, кружки. определение правильного Передвижение по исходного положения, заданному ориентиру. ходьба и бег по ориентирам, построение и перестроение, ориентировка в направлении движений. «Ритмико-гимнастические упражнения» - 9 часов 6. Разучивание 1 Знакомство с элементами логоритмической логоритмики, разучивание композиции «Осеньдвижений по показу невидимка». учителя, выполнение движений с речевым сопровождением, отработка навыков согласованности движений с музыкой. 7. Логоритмическая 1 Выполнение упражнений композиция «Осеньлогоритмики с невидимка». проговариванием по Выполнение показу учителя, упражнений попоказу. разучивание речевого сопровождения упражнений, отработка точности выполнения. 8. Логоритмика «Часы». 1 Упражнение в Темп, речь. согласованности Выполнение выполнения упражнений с движений по показу. речевым и музыкальным сопровождением, отработка техники упражнений. 9. Логоритмика «Часы». 1 Выполнение упражнений Согласованность логоритмики с движений. проговариванием по показу учителя, разучивание речевого сопровождения упражнений, отработка точности выполнения. 10. Логоритмика 1 Знакомство с элементами «Солнышко». логоритмики, разучивание Разучивание движений по показу движений, учителя, выполнение перестроений. движений с речевым сопровождением, отработка навыков согласованности движений с музыкой. 11. Логоритмика 1 Упражнение в «Солнышко». согласованности Согласованность выполняемых движений с движений с музыкой. темпом музыки, упражнение в одновременном начале и окончании исполнения, выполнение с речевым сопровождением. 12. Логоритмика 1 Выполнение упражнений 23 Знать особенности выполнения упражнений для основных групп мышц; принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения. Самостоятельно выполнять требуемые упражнения; выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе. «Солнышко». Соблюдение темпа и ритма. логоритмики с проговариванием по показу учителя, разучивание речевого сопровождения упражнений, отработка точности выполнения. 13. Логоритмика 1 Знакомство с элементами «Солнечный зайчик». логоритмики, разучивание Разучивание движений по показу движений под счет. учителя, выполнение движений с речевым сопровождением, отработка навыков согласованности движений с музыкой. 14. Логоритмика 1 Выполнение упражнений «Солнечный зайчик». логоритмики с Последовательность проговариванием по движений. показу учителя, разучивание речевого сопровождения упражнений, отработка точности выполнения движений, упражнение в самостоятельном выполнении с точной последовательност ью. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Знать понятие 15. Отстукивание 1 Различение и «ритм», иметь простых ритмических называние детских представление о рисунков на барабане. музыкальных частях инструментов, музыкального упражнения на развитие произведения; мелкой моторики кистей рук, сгибание и ощущать смену разгибание пальцев в частей кулак, сцепление с музыкального напряжением и произведения; без напряжения передавать сопоставление пальцев. хлопками Формирование точности и ритмический беглости пальцев. рисунок мелодии. 16. Отстукивание простых 1 Выполнение заданий на ритмическихрисунков координацию рук, на барабанепод счет. отстукивание простых ритмических рисунков, развитие свободных и точных движений кистей рук, пальцев, подыгрывание на детских музыкальных инструментах. «Музыкальные игры» - 5 часов 17. Выполнение 1 Упражнения на создание Знать и повторять имитационных музыкальнотекст считалок и упражнений и игр. двигательных образов, танцевальных игр; упражнения, повторять ритм, заданный учителем, определяющие характер задавать ритм движения некоторых самим. предметов. 18. Инсценирование 1 Выполнение ритмических 24 Уметь четко и быстро скоординировать свои движения под любую, даже не знакомую музыку. Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые движения. сказки «Колобок». Распределение ролей, знакомство с движениями. движений в соответствии с различным характером музыки, имитационные игры на подражание, игры с предметами с речевым сопровождением. 19. Повторение 1 Выполнение инсценирования танцевальной разминки. сказки «Колобок» с Упражнений музыкальным имитирующих повадки сопровождением. животных с музыкальным сопровождением и без. Отработка пластичности движений рук, ног «мягкие ручки, ножки». 20. Инсценирование 1 Выполнение шагов в сказки «Колобок». заданном направлении по Согласованность инструкции учителя. движений с музыкой. Выполнение танцевальноигровых заданий, упражнения в соответствии с характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо-громко), игры на подражание конкретных образов. 21. Игры с пением или 1 Формирование умения речевым выполнять согласованно сопровождением. упражнения с речевым и музыкальным сопровождением, разучивание речевых имитационных игра, выполнение импровизации под музыку. «Танцевальные упражнения» - 13 часов 22. Танец «Финская 1 Знакомство с элементами полька». Разучивание польки и особенностями танцевальных ее исполнения, отработка движений. исполнения подвижных элементов танца с ускорением темпа под счет. 23. Танец «Финская 1 Отработка выполнения полька». Ритмичная движений польки, смена направлений во согласованность с время движения по музыкальным линии танца. сопровождением, выполнение элементов по показу и самостоятельно. 24. Новогодние хороводы. 1 Формирование понятия о Знакомство с некоторых музыкальных позициями рук, ног. терминах (ритм, темп, характер музыки); формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений, музыкальных способностей. 25 Знать названия танцевальных элементов и комбинаций; передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д Приобретение опыта публичного выступления. 25. Новогодниехороводы. Согласованность движений с музыкой. 1 26. Новогодние хороводы. Знакомство с танцевальными связками. 1 27. Композиция с лентами. Разучивание танцевальных движений. 1 28. Композиция слентами. Согласованность движений с музыкой. 1 29. Танцевальная композиция султанчиками «Волшебники». Разучивание движений. 1 с 30. Танцевальная композиция с султанчиками «Волшебники». Согласованность движений с музыкой. 1 31. Танцевальная композиция с султанчиками «Волшебники». Соблюдение темпа и ритма. Танец «Дружные тройки». Разучивание движений по показу. 1 32. 1 Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях; формирование умение слушать музыку, выполнять движения руками и ногами по показу учителя. Развитие умения согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. Обучение выполнению под музыку различных движений, в том числе и танцевальных, с речевым сопровождением и пением. Развитие музыкальнодвигательных навыков и умений; готовность к занятию, умение находить свое место в строю, занимать правильное исходное положение. Развитие чувства ритма, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; обучение школьников правильному и осмысленному движению в соответствии с музыкальным сопровождением. Развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений); формирование музыкальнодвигательных навыков и умений, развитие координации движений. Выполнение ходьбы свободным естественным шагом, движений по залу в разных направлениях по ориентирам и по инструкции. Формирование умения согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами выразительности. 26 33. Танец «Дружные тройки». Согласованность движений с музыкой. 1 34. Танец «Дружные тройки». Движения партнеров относительно друг друга. 1 Выполнение под музыку различных танцевальных движений с речевым сопровождением и пением. Упражнения на соблюдение темпа движений с акцентом на музыкальное сопровождение, знакомство с танцевальными связками, выполнение упражнений по показу. 4 класс № п/п КолПрограммное содержание во часов (обяз. часть) «Упражнения на ориентировку в пространстве» - 7 часов 1. Построение в 1 Выполнение специальных шеренгу по одному. упражнений под музыку, Упражнения для рук ходьба цепочкой или в и кистей. колонне в соответствии с заданными направлениями, определение правильного исходного положения. 2. Построение из 1 Перестроение с шеренги в круг. образованием кругов, Смыкание круга. движения к определенной Движение по кругу. цели и между предметами, ходьба и бег по ориентирам. 3. Движение цепочкой 1 Упражнение на равнение в по кругу, вперед, шеренге, колонне, назад, вправо, влево. определение своего места в ряду, движение по кругу цепочкой со сменой направления и скорости движения под музыку. 1 Выполнение специальных 4. Движение цепочкой упражнений под музыку, в круг, в круг-из ходьба цепочкой или в круга. Закрепление колонне в соответствии с изученных заданными направлениями, перестроений. определение правильного исходного положения, перестроение в пары, в круг. 5. Знакомство с 1 Выполнение специальных перестроениями с упражнений под музыку, образованием ходьба цепочкой или в «звездочек», колонне в соответствии с «каруселей». заданными направлениями, определение правильного исходного положения. Тема урока 27 Дифференциация видов деятельности учащихся Минимальный Достаточный уровень уровень Знать все пространственные понятия; знать правила работы в группе; четко, организованно перестраиваться. Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой. 6. Повторение перестроений с образованием «звездочек», «каруселей». Передвижения по заданному ориентиру. Закрепления всех видов перестроений с музыкальным сопровождением. 1 8. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Координационные движения, регулируемые музыкой. Движения пальцев рук, кистей. 1 Упражнения на определение правильного исходного положения, ходьба и бег по ориентирам, построение и перестроение, ориентировка в направлении движений. 7. 1 Упражнения на построение в шеренгу по одному, перестроение из шеренги в круг, нахождение своего места в строю, определение правильного исходного положения. «Ритмико-гимнастические упражнения» - 7 часов 9. 10. 11. 12. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения и повороты туловища. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Сочетания движений ног. Ритмикогимнастические упражнения с предметами. Выполнение по показу упражнений с султанчиками. 1 1 1 1 Выполнение заданий на выработку координации движений, формирование умения согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы под музыку. Знакомство с основными направлениями в танце, углом поворота, знакомство с позициями рук, ног. Выполнение прыжков, подскоков, боковых шагов, повторение упражнений на координацию движений. Знакомство с танцевальными движениями: шаг с носка, шаг на полу пальцах, боковой шаг на всей стопе по прямой позиции, легкий бег на полупальцах. Выполнение упражнений на своевременность начала и окончания движения в соответствии со звучанием музыки. Отработка смены направлений во время движения по линии танца. Выполнение несложных движений руками и ногами под музыку по показу учителя, формирование умения начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, по сигналу; выполнение плясовых упражнений. 28 Знать названия всех упражнений и особенности их выполнения; выполнять упражнения с соблюдением всех правил. Правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега и упражнений в соответствии с характером и построением музыкального отрывка. 13. Ритмикогимнастические упражнения с предметами. Выполнение движений с обручами. 1 Выполнение по показу упражнения на координацию движений, на расслабление мышц, общеразвивающие упражнения; упражнения на прихлопывание и притопывание под музыку. 14. Ритмико1 Знакомство с танцевальными связками. гимнастические упражнения с Знакомство с одинарным, предметами. тройным притопом. Танцевальные Разучивание танцевальных упражнения с этюдов на изученных лентами. движениях, отработка движения пары по заданному направлению. «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» - 2 часа Знать характер 15. Игра на детском 1 Различение и называние музыкального пианино. детских музыкальных инструментов, упражнения произведения, знать понятие на развитие мелкой «ритмический моторики кистей рук, рисунок»; знать сгибание и разгибание пальцев в кулак, сцепление двухчастную и трехчастную формы с напряжением и без музыки; уметь напряжения, сопоставление пальцев. различать Формирование точности и двухчастную и беглости пальцев. трехчастную формы музыки. 16. Отстукивание 1 Выполнение заданий на простого координацию рук, ритмического отстукивание простых рисунка на барабане. ритмических рисунков, развитие свободных и точных движений кистей рук, пальцев, подыгрывание на детских музыкальных инструментах. «Музыкальные игры» - 6 часов Знать правила игр; 1 Упражнения на создание 17. Игры под музыку. музыкально- двигательных быстро реагировать Передача в образов, упражнения, движении на приказ музыки, определяющие характер ритмического даже во время движения некоторых рисунка мелодии. веселой, задорной предметов. пляски. 18. Имитационные 1 Выполнение ритмических упражнения и игры. движений в соответствии с Повадки животных. различным характером музыки, имитационные игры на подражание, игры с предметами с речевым сопровождением. 19. Игры под музыку. 1 Выполнение танцевальной Смена движения в разминки. Упражнений соответствии со имитирующих сменой частей повадки животных с музыкального музыкальным произведения. сопровождением и без. 29 Передавать в движении ритмический рисунок мелодии. Играть, соблюдая правила. Отработка пластичности движений рук, ног «мягкие ручки, ножки». 20. Игры под музыку. 1 Выполнение шагов в заданном направлении по Разучивание игр с инструкции учителя. элемента Выполнение танцевальнотанцевальных игровых заданий, движений. упражнения в соответствии с характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо – громко), игры на подражание конкретных образов. 21. Игры с пением или 1 Развитие познавательного речевым интереса, творческой сопровождением. активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно выражать свои впечатления от музыки. 22. Игры под музыку на 1 Развитие восприятия формирование музыкальных образов и осанки. выражение их в Танцевальнодвижениях; формирование игровые умения слушать музыку, упражнения. выполнять движения руками и ногами по показу учителя. «Танцевальные упражнения» - 12 часов 23. Движение цепочкой 1 Обучение выполнению под вкруг, в круг-из музыку различных круга.Танец движений, в том числе и «Осенний вальс». танцевальных, с речевым сопровождением и пением. 1 Развитие музыкально24. Элементы и шаг двигательных вальса. Движение навыков и умений; партнеров готовность к занятию, относительно друг умение находить свое друга. место в строю, занимать правильное исходное положение. 1 Развитие чувства ритма, 25. Повторение коррекция общей и элементов речевой моторики, «Осеннего вальса». пространственной Отработка ориентировки; обучение линии танца. школьников правильному и осмысленному движению в соответствии с музыкальным сопровождением. 1 Упражнения на 26. Соотношение темпа соблюдение темпа движений с темпом движений с акцентом на музыки в вальсе. музыкальное «Осенний вальс». сопровождение, знакомство с танцевальными 30 Знать названия движений народного танца, отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, различать основные характерные движения некоторых народных танцев; самостоятельно менять движение, в соответствии с музыкальным сопровождением. Самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. 27. Работа над выразительным исполнением вальсовых движений. «Осенний вальс». 1 28. Хоровод «Дед мороз». Движения по показу. Смена направлений движения танца. Соотношение темпа движений с темпом музыки в хороводе «Дед мороз». 1 30. Передача притопами, хлопками резких акцентов в музыке. Хоровод «Дед Мороз». 1 31. Разучивание элементов пляски «Стукалка». Постановка рук в народном танце. 1 32. Согласованность движений с темпом музыки в плясках. «Стукалка». 1 33. Импровизация под медленную музыку. Танец с лентами. 1 29. 1 связками, выполнение упражнений по показу. Развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений); формирование музыкально-двигательных навыков и умений, развитие координации движений. Выполнение под музыку различных танцевальных движений с речевым сопровождением и пением. Формирование чувства ритма, общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений); Формирование музыкально-двигательных навыков и умений, развитие координации движений. Знакомство с элементами пляски, выполнение упражнений на постановку рук в народном танце по показу, инструкции учителя. Отработка смены направления движения по линии танца под музыку. Повторение ранее изученных элементов: позиций рук, ног; движения корпуса. Упражнений для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч в верх и опускания их вниз. Повторение понятий «Мягкие руки», «Мягкие и твёрдые ноги». Упражнения на соблюдение темпа движений с акцентом на музыкальное сопровождение, знакомство с танцевальными связками, выполнение упражнений по показу. 31 34. Импровизация под быструю музыку. Танец с султанчиками. 1 Знакомство с танцевальными связками. Знакомство с одинарным, тройным притопом. Разучивание танцевальных этюдов на изученных движениях, отработка движения пары по заданному направлению. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение: Ритмические занятия проводятся в специальном кабинете не менее 30–40 м, по одной из стен монтируются зеркало, обеспечивающее учащимся зрительный контроль выполнения ими движений, станок для работы над движениями. Школьная доска, стулья для детей, музыкальный центр с набором необходимых аудиозаписей, персональный компьютер (с необходимыми общепользовательскими цифровыми инструментами учебной деятельности и цифровыми образовательными ресурсами, необходимыми для проведения ритмических занятий, включая видеоматериалы, аудиозаписи, слайды художественных произведений, презентации к занятиям и др.), медиапроектор и экран, оборудование для гимнастических и танцевальных упражнений (мячи, гимнастические палки, ленты и др.), элементарные музыкальные и народные инструменты, нотный материал, экран для предъявления речевого материала на слух, дидактические материалы (пособие «музыкальная лесенка», портреты композиторов и др., демонстрационные материалы, подготовленные учителем), методическая литература. 32