РП Культурное наследие России

«Культурное наследие России»
Оглавление
1.
2.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование

3.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Культурное наследие России» предназначена
для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений города. Программа является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как в современном школьном
географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению курса
«География России». Данная программа позволит более глубоко познакомиться с
природными объектами и объектами культуры России, составляющими достояние всего
человечества и заслуживающими специального отношения, охраны и внимания мирового
сообщества.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного
общего образования, требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго
поколения и примерной программе по курсу «География России». В ней также учитываются
основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных
действий для основного общего образования, преемственность с программой среднего
общего образования.
Содержание

программы

направленно

на

развитие

личности

посредством

формирования механизмов самовоспитания и самообучения, что создает условия для
реализации творческого потенциала учащихся.
Содержание программы направлено на:
1.

сохранение преемственности ступеней образования;

2.

расширение и углубление конкретных знаний;

3.

развитие познавательной и интеллектуальной активности школьников;

4.

формирование ряда информационных и организационных компетенций,

которые в обобщенном виде понимаются как «способность действовать в ситуации
неопределенности при решении актуальных для личности проблем»;
5.

приобретение

умений ориентироваться в природном и культурном

пространстве страны, региона, города;

6.

овладение способами применения различных типов карт;

7.

выработку школьниками эффективных и социально значимых для них

стратегий жизнедеятельности.
Таким образом, содержание программы согласуется с целями и задачами основного
общего образования.
Актуальность программы заключается в том, что объекты Всемирного природного
и культурного наследия рассматривается как пространство диалога и сотрудничества,
которое помогает раскрыть
сформировать

индивидуальные и творческие способности школьников,

коммуникативную

компетентность

личности,

привить

основы

географической культуры. Географическая культура предполагает формирование у
ученика географической картины мира,

географического мышления, использование

географических методов и особого языка географии – языка географических карт и
картосхем.
Программа

предусматривает

знакомство

с

конкретными

природными

и

культурными объектами, имеющими выдающуюся универсальную ценность не только с
точки зрения науки, но и естественной красоты.

Цели: пропаганда географического образования, стимулирование к изучению
объектов Всемирного природного и культурного наследия России, повышение интереса к
своей стране, краеведению, активизация творческой активности школьников, расширение
кругозора, развития речевой и коммуникативной культуры учащихся.

Задачи:
-знакомство с природными и культурными объектами России, входящие в
список Всемирного наследия;
-

формирование представления о России как целостном географическом

регионе

и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического

пространства;
-развитие познавательного интереса учащихся;
-

использование межпредметных связей;

-

создание образа своего родного края, умение сравнивать его с другими

регионами России и с различными регионами мира;
-

формирование системы географических знаний как компонента научной

картины мира;
-воспитание чувства патриотизма, гордости за вклад предыдущих поколений в
сохранение объектов Всемирного природного наследия и создание объектов Всемирного
культурного наследия;

-

приобщение школьников к общечеловеческим, духовным, нравственным и

культурным ценностям;
-

развитие у обучающихся потребностей к поисковой и интеллектуально-

творческой деятельности;
-

понимание и ощущение личной сопричастности к проблемам своего региона,

страны, мирового сообщества в целом;
-

развитие коммуникативной культуры

-

-совершенствование организационных умений и навыков школьников;

-

формирование навыков работы с памятниками культурного наследия

(городское пространство, архитектурные постройки, памятники изобразительного и
литературного искусства).
-побуждение интереса к данным объектам так, чтобы в будущем появилось желание
посетить некоторые из этих объектов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Метапредметные результаты:
-

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями

ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-

умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа

информации, представленной в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель,
иллюстрация, слайд, другие и интерпретации этой информации.
Предметные:
-

знакомство с объектами Всемирного природного и культурного наследия

России, как результатами деятельности природы или продуктами творческой деятельности
человека, выявление их взаимодействия с окружающим миром;
-

расширение

и

углубление

конкретных

знаний

учебных

дисциплин,

предусмотренных фундаментальным ядром содержания общего образования на основе
изучения природно- экологических, экономических и социокультурных особенностей
жизнедеятельности региона, страны.
Личностные результаты:
-формирование позитивной мотивации изучения объектов Всемирного природного
и культурного наследия России, стремление к самосовершенствованию в образовательной
области «География России»;
-

осознание возможностей самореализации средствами географии;

-стремление к совершенствованию собственной интеллектуальной, географической
и речевой культуры в целом;
-формирование коммуникативных компетенций в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
-развитие

познавательных

навыков

обучающихся,

умений

самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления;
-

учет разных мнений и стремление

к координации различных позиций в

сотрудничестве;
-

проявление устойчивого интереса к образовательному пространству города,

региона, страны;
-

уважительное и бережное отношение к природным и культурным памятникам.

Результативность изучения:
Первый уровень результатов:
-

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о

социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в городской среде и т. п.);
-

понимания социальной реальности и повседневной жизни; приобретение

школьниками знаний о правилах поведения в историческом пространстве города; о
правилах продуктивной групповой работы; об

организации коллективной творческой

деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов: развитие ценностных отношений в общении с другими
людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.
Третий уровень результатов: получение школьником опыта самоорганизациии и
организации индивидуальной и совместной деятельности с другими 8- и 9 -классниками,
опыта действий «командой» в работе над сбором и отбором информации для создания
презентаций и подготовки к конференции.
Подходы к оцениванию образовательных результатов
Каждое занятие программы предусматривает выполнение конкретного задания
творческого или исследовательского характера, а затем анализ и обсуждение полученных
индивидуальных и групповых результатов.
Формой итогового контроля является создание презентаций по выбранной тематике
и защита творческих проектов на итоговом занятии-конференции.

Формы организации учебного процесса и методы обучения:
Количество учебных часов в год - 34, занятия могут проводиться 1 раз в неделю
(продолжительность- 45 минут), в образовательном учреждении или в городском

пространстве в виде экскурсий.
Данная программа позволит в течение года

заниматься развитием творческих

способностей учащихся систематически и целенаправленно через систему занятий,
которые будут построены на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей
развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Игры, викторины, задания по картам для занятий подбираются с учетом рациональной
последовательности

их

предъявления:

от

репродуктивных, направленных на

актуализацию знаний, к частично- поисковым, поисковым, исследовательским и
проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной
деятельности. Система занятий должна привести к формированию важных характеристик
творческих

способностей:

беглость

мысли,

гибкость

ума,

оригинальность,

любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, принимать участие в
дискуссии. Методы и приемы обучения: проблемно- развивающее обучение, знакомство с
историческим материалом, иллюстративно- наглядный метод, индивидуальная и
дифференцированная
исследовательские

работа

с

технологии,

учащимися,

дидактические

диалоговые

и

игры,

дискуссионные

проектные

и

технологии,

информационные технологии, работа с видео материалами, создание презентация,
фотовыставок.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование
различных форм проведения занятий: практикум; интеллектуальная игра; дискуссия;
творческая работа, создание коллективного труда. При закреплении материала,
совершенствовании

знаний,

умений

и

навыков

целесообразно

практиковать

самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных
технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой,
коллективный.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены

защита проектов,

фотовыставки, создание картографической продукции и презентаций, выступление на
конференции.
Формы организации занятий:
-

поисковая и исследовательская деятельность;

-

анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.

-

презентации проектов;

-

беседы,

-

викторины;

-

«круглый стол»;

-

творческое задание;

-

посещение музеев (экскурсия);

-

просмотр видеофрагментов фильмов;

-

лента времени;

-

игровая деятельность;

-

фотовыставки;

-

практическая работа;

-

картографический практикум;

-

составление логической схемы;

-

работа с литературой, картографическим материалом, Интернетом;

-

конференция.

Содержание программы.
Введение
Природа и культура - главные и непременные условия существования человека.
История создания ЮНЕСКО и концепция Всемирного наследия. Критерии внесения
объектов в список Всемирного наследия
Оценочные критерии объектов Всемирного наследия.
Культурные критерии.
Природные критерии.
Всемирное природное и культурное наследие России
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Архитектурный ансамбль Кижского погоста
Московский Кремль и Красная площадь
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей
Историко-культурный комплекс Соловецких островов
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад
Церковь Вознесения в Коломенском
Девственные леса Коми
Озеро Байкал
Вулканы Камчатки
Золотые Алтайские горы
Западный Кавказ

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Куршская коса
Центральный Сихотэ-Алинь
Убсунорская Котловина
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента
Остров Врангеля
Ансамбль Новодевичьего монастыря
Исторический центр города Ярославля
Геодезическая дуга Струве
Плато Путорана
Ленские столбы
Булгарский историко-археологический комплекс
Ландшафты Даурии
Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск
Памятники природы Свердловской области
Архитектурное наследие Свердловской области

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Культурное наследие России »
№

Тема

Количество
часов

1

История создания ЮНЕСКО и концепция Всемирного наследия.

1

2

Критерии внесения объектов в список Всемирного наследия

1

3

Всемирное природное и культурное наследие России.

1

4

Работа с информацией в библиотеке, музейном пространстве,

1

источниками Интернета, картографической продукцией
5

Исторический центр и Санкт-Петербурга и связанные с ним группы

1

памятников
6

Исторический центр и Санкт-Петербурга и связанные с ним

1

группы памятников
7

Архитектурный ансамбль Кижского погоста

1

8

Архитектурный ансамбль Кижского погоста

1

9

Московский Кремль и Красная площадь

1

10

Московский Кремль и Красная площадь

1

11

Исторические памятники Новгорода и его окрестностей

1

12

Исторические памятники Новгорода и его окрестностей

1

13

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова

1

14

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова

1

15

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

1

16

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

1

17

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

1

18

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

1

19

Церковь Вознесения в Коломенском

1

20

Церковь Вознесения в Коломенском

1

21

Девственные леса Коми

1

22

Девственные леса Коми

1

23

Озеро Байкал

1

24

Озеро Байкал

1

25

Вулканы Камчатки

1

26

Вулканы Камчатки

1

27

Золотые Алтайские горы

1

28

Золотые Алтайские горы

1

29

Западный Кавказ

1

30

Западный Кавказ

1

31

Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»

1

32

Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»

1

33

Ансамбль Ферапонтова монастыря

1

34

Ансамбль Ферапонтова монастыря

1

35

Куршская коса

1

36

Куршская коса

1

37

Центральный Сихотэ-Алинь

1

38

Центральный Сихотэ-Алинь

1

39

Убсунурская котловина

1

40

Убсунурская котловина

1

41

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента

1

42

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента

1

43

Остров Врангеля

1

44

Остров Врангеля

1

45

Ансамбль Новодевичьего монастыря

1

46

Ансамбль Новодевичьего монастыря

1

47

Исторический центр Ярославля

1

48

Исторический центр Ярославля

1

49

Геодезическая дуга Струве

1

50

Геодезическая дуга Струве

1

51

Плато Путорана

1

52

Плато Путорана

1

53

Ленские столбы

1

54

Ленские столбы

1

55

Булгарский архитектурный комплекс

1

56

Булгарский архитектурный комплекс

1

57

Ландшафты Даурии

1

58

Ландшафты Даурии

1

59

Успенский собор и монастырь острова - града Свияжск. Древний

1

город Херсонес
60

Успенский собор и монастырь острова - града Свияжск. Древний

1

город Херсонес
61

Памятники природы Свердловской области

1

62

Памятники природы Свердловской области

1

63

Архитектурное наследие Свердловской области

1

64

Архитектурное наследие Свердловской области

1

65

Защита проектов

1

66

Защита проектов

1

67

Защита проектов

1

68

Защита проектов

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».