«Культурное наследие России»
Оглавление
1.
2.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование
3.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Культурное наследие России» предназначена
для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений города. Программа является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как в современном школьном
географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению курса
«География России». Данная программа позволит более глубоко познакомиться с
природными объектами и объектами культуры России, составляющими достояние всего
человечества и заслуживающими специального отношения, охраны и внимания мирового
сообщества.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного
общего образования, требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго
поколения и примерной программе по курсу «География России». В ней также учитываются
основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных
действий для основного общего образования, преемственность с программой среднего
общего образования.
Содержание
программы
направленно
на
развитие
личности
посредством
формирования механизмов самовоспитания и самообучения, что создает условия для
реализации творческого потенциала учащихся.
Содержание программы направлено на:
1.
сохранение преемственности ступеней образования;
2.
расширение и углубление конкретных знаний;
3.
развитие познавательной и интеллектуальной активности школьников;
4.
формирование ряда информационных и организационных компетенций,
которые в обобщенном виде понимаются как «способность действовать в ситуации
неопределенности при решении актуальных для личности проблем»;
5.
приобретение
умений ориентироваться в природном и культурном
пространстве страны, региона, города;
6.
овладение способами применения различных типов карт;
7.
выработку школьниками эффективных и социально значимых для них
стратегий жизнедеятельности.
Таким образом, содержание программы согласуется с целями и задачами основного
общего образования.
Актуальность программы заключается в том, что объекты Всемирного природного
и культурного наследия рассматривается как пространство диалога и сотрудничества,
которое помогает раскрыть
сформировать
индивидуальные и творческие способности школьников,
коммуникативную
компетентность
личности,
привить
основы
географической культуры. Географическая культура предполагает формирование у
ученика географической картины мира,
географического мышления, использование
географических методов и особого языка географии – языка географических карт и
картосхем.
Программа
предусматривает
знакомство
с
конкретными
природными
и
культурными объектами, имеющими выдающуюся универсальную ценность не только с
точки зрения науки, но и естественной красоты.
Цели: пропаганда географического образования, стимулирование к изучению
объектов Всемирного природного и культурного наследия России, повышение интереса к
своей стране, краеведению, активизация творческой активности школьников, расширение
кругозора, развития речевой и коммуникативной культуры учащихся.
Задачи:
-знакомство с природными и культурными объектами России, входящие в
список Всемирного наследия;
-
формирование представления о России как целостном географическом
регионе
и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического
пространства;
-развитие познавательного интереса учащихся;
-
использование межпредметных связей;
-
создание образа своего родного края, умение сравнивать его с другими
регионами России и с различными регионами мира;
-
формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира;
-воспитание чувства патриотизма, гордости за вклад предыдущих поколений в
сохранение объектов Всемирного природного наследия и создание объектов Всемирного
культурного наследия;
-
приобщение школьников к общечеловеческим, духовным, нравственным и
культурным ценностям;
-
развитие у обучающихся потребностей к поисковой и интеллектуально-
творческой деятельности;
-
понимание и ощущение личной сопричастности к проблемам своего региона,
страны, мирового сообщества в целом;
-
развитие коммуникативной культуры
-
-совершенствование организационных умений и навыков школьников;
-
формирование навыков работы с памятниками культурного наследия
(городское пространство, архитектурные постройки, памятники изобразительного и
литературного искусства).
-побуждение интереса к данным объектам так, чтобы в будущем появилось желание
посетить некоторые из этих объектов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Метапредметные результаты:
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа
информации, представленной в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель,
иллюстрация, слайд, другие и интерпретации этой информации.
Предметные:
-
знакомство с объектами Всемирного природного и культурного наследия
России, как результатами деятельности природы или продуктами творческой деятельности
человека, выявление их взаимодействия с окружающим миром;
-
расширение
и
углубление
конкретных
знаний
учебных
дисциплин,
предусмотренных фундаментальным ядром содержания общего образования на основе
изучения природно- экологических, экономических и социокультурных особенностей
жизнедеятельности региона, страны.
Личностные результаты:
-формирование позитивной мотивации изучения объектов Всемирного природного
и культурного наследия России, стремление к самосовершенствованию в образовательной
области «География России»;
-
осознание возможностей самореализации средствами географии;
-стремление к совершенствованию собственной интеллектуальной, географической
и речевой культуры в целом;
-формирование коммуникативных компетенций в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
-развитие
познавательных
навыков
обучающихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления;
-
учет разных мнений и стремление
к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-
проявление устойчивого интереса к образовательному пространству города,
региона, страны;
-
уважительное и бережное отношение к природным и культурным памятникам.
Результативность изучения:
Первый уровень результатов:
-
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в городской среде и т. п.);
-
понимания социальной реальности и повседневной жизни; приобретение
школьниками знаний о правилах поведения в историческом пространстве города; о
правилах продуктивной групповой работы; об
организации коллективной творческой
деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов: развитие ценностных отношений в общении с другими
людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.
Третий уровень результатов: получение школьником опыта самоорганизациии и
организации индивидуальной и совместной деятельности с другими 8- и 9 -классниками,
опыта действий «командой» в работе над сбором и отбором информации для создания
презентаций и подготовки к конференции.
Подходы к оцениванию образовательных результатов
Каждое занятие программы предусматривает выполнение конкретного задания
творческого или исследовательского характера, а затем анализ и обсуждение полученных
индивидуальных и групповых результатов.
Формой итогового контроля является создание презентаций по выбранной тематике
и защита творческих проектов на итоговом занятии-конференции.
Формы организации учебного процесса и методы обучения:
Количество учебных часов в год - 34, занятия могут проводиться 1 раз в неделю
(продолжительность- 45 минут), в образовательном учреждении или в городском
пространстве в виде экскурсий.
Данная программа позволит в течение года
заниматься развитием творческих
способностей учащихся систематически и целенаправленно через систему занятий,
которые будут построены на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей
развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Игры, викторины, задания по картам для занятий подбираются с учетом рациональной
последовательности
их
предъявления:
от
репродуктивных, направленных на
актуализацию знаний, к частично- поисковым, поисковым, исследовательским и
проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной
деятельности. Система занятий должна привести к формированию важных характеристик
творческих
способностей:
беглость
мысли,
гибкость
ума,
оригинальность,
любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, принимать участие в
дискуссии. Методы и приемы обучения: проблемно- развивающее обучение, знакомство с
историческим материалом, иллюстративно- наглядный метод, индивидуальная и
дифференцированная
исследовательские
работа
с
технологии,
учащимися,
дидактические
диалоговые
и
игры,
дискуссионные
проектные
и
технологии,
информационные технологии, работа с видео материалами, создание презентация,
фотовыставок.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование
различных форм проведения занятий: практикум; интеллектуальная игра; дискуссия;
творческая работа, создание коллективного труда. При закреплении материала,
совершенствовании
знаний,
умений
и
навыков
целесообразно
практиковать
самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных
технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой,
коллективный.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены
защита проектов,
фотовыставки, создание картографической продукции и презентаций, выступление на
конференции.
Формы организации занятий:
-
поисковая и исследовательская деятельность;
-
анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
-
презентации проектов;
-
беседы,
-
викторины;
-
«круглый стол»;
-
творческое задание;
-
посещение музеев (экскурсия);
-
просмотр видеофрагментов фильмов;
-
лента времени;
-
игровая деятельность;
-
фотовыставки;
-
практическая работа;
-
картографический практикум;
-
составление логической схемы;
-
работа с литературой, картографическим материалом, Интернетом;
-
конференция.
Содержание программы.
Введение
Природа и культура - главные и непременные условия существования человека.
История создания ЮНЕСКО и концепция Всемирного наследия. Критерии внесения
объектов в список Всемирного наследия
Оценочные критерии объектов Всемирного наследия.
Культурные критерии.
Природные критерии.
Всемирное природное и культурное наследие России
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Архитектурный ансамбль Кижского погоста
Московский Кремль и Красная площадь
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей
Историко-культурный комплекс Соловецких островов
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад
Церковь Вознесения в Коломенском
Девственные леса Коми
Озеро Байкал
Вулканы Камчатки
Золотые Алтайские горы
Западный Кавказ
Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Куршская коса
Центральный Сихотэ-Алинь
Убсунорская Котловина
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента
Остров Врангеля
Ансамбль Новодевичьего монастыря
Исторический центр города Ярославля
Геодезическая дуга Струве
Плато Путорана
Ленские столбы
Булгарский историко-археологический комплекс
Ландшафты Даурии
Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск
Памятники природы Свердловской области
Архитектурное наследие Свердловской области
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Культурное наследие России »
№
Тема
Количество
часов
1
История создания ЮНЕСКО и концепция Всемирного наследия.
1
2
Критерии внесения объектов в список Всемирного наследия
1
3
Всемирное природное и культурное наследие России.
1
4
Работа с информацией в библиотеке, музейном пространстве,
1
источниками Интернета, картографической продукцией
5
Исторический центр и Санкт-Петербурга и связанные с ним группы
1
памятников
6
Исторический центр и Санкт-Петербурга и связанные с ним
1
группы памятников
7
Архитектурный ансамбль Кижского погоста
1
8
Архитектурный ансамбль Кижского погоста
1
9
Московский Кремль и Красная площадь
1
10
Московский Кремль и Красная площадь
1
11
Исторические памятники Новгорода и его окрестностей
1
12
Исторические памятники Новгорода и его окрестностей
1
13
Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова
1
14
Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова
1
15
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
1
16
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
1
17
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
1
18
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
1
19
Церковь Вознесения в Коломенском
1
20
Церковь Вознесения в Коломенском
1
21
Девственные леса Коми
1
22
Девственные леса Коми
1
23
Озеро Байкал
1
24
Озеро Байкал
1
25
Вулканы Камчатки
1
26
Вулканы Камчатки
1
27
Золотые Алтайские горы
1
28
Золотые Алтайские горы
1
29
Западный Кавказ
1
30
Западный Кавказ
1
31
Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
1
32
Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
1
33
Ансамбль Ферапонтова монастыря
1
34
Ансамбль Ферапонтова монастыря
1
35
Куршская коса
1
36
Куршская коса
1
37
Центральный Сихотэ-Алинь
1
38
Центральный Сихотэ-Алинь
1
39
Убсунурская котловина
1
40
Убсунурская котловина
1
41
Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
1
42
Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
1
43
Остров Врангеля
1
44
Остров Врангеля
1
45
Ансамбль Новодевичьего монастыря
1
46
Ансамбль Новодевичьего монастыря
1
47
Исторический центр Ярославля
1
48
Исторический центр Ярославля
1
49
Геодезическая дуга Струве
1
50
Геодезическая дуга Струве
1
51
Плато Путорана
1
52
Плато Путорана
1
53
Ленские столбы
1
54
Ленские столбы
1
55
Булгарский архитектурный комплекс
1
56
Булгарский архитектурный комплекс
1
57
Ландшафты Даурии
1
58
Ландшафты Даурии
1
59
Успенский собор и монастырь острова - града Свияжск. Древний
1
город Херсонес
60
Успенский собор и монастырь острова - града Свияжск. Древний
1
город Херсонес
61
Памятники природы Свердловской области
1
62
Памятники природы Свердловской области
1
63
Архитектурное наследие Свердловской области
1
64
Архитектурное наследие Свердловской области
1
65
Защита проектов
1
66
Защита проектов
1
67
Защита проектов
1
68
Защита проектов
1