Оглавление
1.
Пояснительная записка ................................................................................................................... 2
2. Общая характеристика коррекционного курса .............................................................................. 3
3. Описание места коррекционного курса «Логопедическая ритмика» в учебном плане .......... 3
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Логопедическая
ритмика» ..................................................................................................................................................... 4
5. Личностные, метапредметные и предметные коррекционного курса «Логопедическая
ритмика» ..................................................................................................................................................... 4
6. Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика» ............................................... 6
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ..................................................................................................................................................... 7
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............25
1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» разработана в
соответствии со следующими документами:
-
-
-
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023
(зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654); ии
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
для учащихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.2.) МАОУ СОШ № 8;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Устав МАОУ СОШ № 8;
локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в
структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи.
Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так
и
в развитии естественных движений учащихся с ТНР. Содержательной основой
логопедической ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика - преодоление нарушений
речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы
двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции
движений, музыки и речи.
В логоритмическом воздействии выделяются два основных направления работы:
развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у учащихся с ТНР
(слухового и зрительного внимания, памяти; оптико-пространственных представлений;
сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации
2
движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);
развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального
для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с
воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция
нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации,
обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение;
развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от
механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).
Все логоритмические упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания,
формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса
параллельно с формированием правильного произношения звуков; координированную
работу дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций
разнообразными просодическими средствами.
В процессе реализации коррекционного курса «Логопедическая ритмика» решаются
следующие задачи:
развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
развитие дыхания и голоса;
развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся
в различном темпе;
воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать
систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;
воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в
соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального
произведения);
коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики..
2. Общая характеристика коррекционного курса
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего,
это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции,
в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом,
так как занятие создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к
выполнению логопедических упражнений и пр.
Программа по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика
с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на
здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например,
сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием
выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж,
играют в речевые и пальчиковые игры.
3. Описание места коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» относится к внеурочной
деятельности (включая коррекционно-развивающую область) учебного плана образования
учащихся с ТНР. Место курса в учебном плане в соответствии с годовым учебным планом
образования учащихся с ТНР представлено в следующей таблице:
3
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Количество
часов в
неделю
2
2
2
2
Количество часов в
год
Обязательная часть
66
68
68
68
Итого
66
68
68
68
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса «Логопедическая ритмика»
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• владеть навыками простой ситуативной и контекстной речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными
предложениями,
• владеть навыками рассказывания;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами
языка;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий.
5. Личностные, метапредметные и предметные коррекционного курса
«Логопедическая ритмика»
Личностные:
понимание значения овладения навыками музыкально-ритмической деятельности
для самостоятельности, мобильности и независимости; потребность в двигательной
активности и мобильности;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира;
повышение активности и самостоятельности;
сформированность позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру
музыки и движений;
сформированность самооценки с осознанием своих возможностей при овладении
навыками танцевальных движений;
сформированность эстетического взгляда на окружающий мир; способность
накапливать и переживать эстетические впечатления от окружающего;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с,
народными и бальными танцами.
развитие образного мышления, артистических способностей, творческого
потенциала;
сформированность умения передавать настроение музыки и художественнообразное содержание через пластику движения;
овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия с взрослыми и
сверстниками через групповые и парные танцы репертуарного плана;
способность к самовыражению и передаче своего эмоционального состояния через
музыкально-ритмические движения;
4
сформированность установки на поддержание здоровьесберегающего поведения,
здорового и безопасного образа жизни, охрану нарушенного зрения и сохранных
анализаторов.
Метапредметные:
установление связи между целью занятий ритмической деятельностью, мотивом и
результатом выполнения ритмического упражнения;
двигательная самореализация учащегося с ТНР;
восприятие «образа я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной
деятельности;
приобщение к достижениям национальной, российской и мировой танцевальной
культуры и традициям, многообразию танцевального фольклора России, образцам
народного танца;
планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений,
действий;
эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в
двигательном и творческом самовыражении;
развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений;
саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий;
аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке
содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;
установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил
здорового и безопасного образа жизни;
развитие мотивации к преодолению трудностей;
умение принимать и сохранять учебную задачу;
потребность в двигательной активности и самореализации;
активное использование нарушенного зрения и сохранных анализаторов для
формирования компенсаторных способов овладения специальными ритмическими
упражнениями;
развитие пространственного мышления, навыков зрительной пространственной
ориентировки и зрительно-моторной координации как основы самостоятельного и
результативного выполнения ритмических движений;
умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных
движений;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической
гимнастикой;
алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений;
умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами
танцев, танцами;
развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и
передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений и элементов
танцев, двигательного самовыражения;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и
невербальные средства общения на занятиях ритмикой;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе овладения
ритмическими упражнениями.
Предметные результаты:
сформированность слухового
восприятия (ритмического,
гармонического, звуковысотного, тембрового, динамического слуха);
сформированность сукцессивных
функций
рядовосприятия
и
рядовоспроизведения;
5
сформированность умения различать звучания различных по высоте
источников звуков;
сформированность умений
концентрировать, переключать и
распределять внимание между сигналами различной модальности;
увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой,
двигательной памяти;
сформированность умений
регулировать мышечный тонус,
выполнять произвольные движения общескелетной/артикуляторной мускулатуры;
сформированность всех параметров общих (ручных), артикуляторных
движений, их статической и динамической координации, пространственно-временной
организации двигательного акта;
сформированность чувства музыкального темпа, ритма и чувства ритма в
движении;
сформированность оптимального для речи типа физиологического дыхания,
умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений;
умение произвольно изменять акустические характеристики голоса,
пользоваться разнообразием просодического оформления речи, правильно артикулировать
звуки во время пения;
совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи.
6. Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов
Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического,
мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и
воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так
и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных
функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного
взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей);
создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения
акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания
различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный
вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука
(звучащие игрушки, музыкальные инструменты). Развитие слухового восприятия как
основы формирования фонематического восприятия.
Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема,
переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и
слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной
модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие
качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в
памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя
двигательную программу.
Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по
представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих
произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры.
Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.
Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров
общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы;
формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных
и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно
организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта.
6
Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным
акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра). Усвоение понятия об акценте как
ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные
моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением.
Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое
движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа
дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных
движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с
целью его соотнесения темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство
музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию
ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения
длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения
акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный
темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах
(бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища,
взмахами рук и т.п.).
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
(обязат.
часть)
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов
1. Развитие, воспитание и коррекция неречевых
процессов
2. Развитие, воспитание и коррекция неречевых
процессов
3. Формирование ритмического, гармонического,
мелодического (звуковысотного), тембрового,
динамического слуха.
4. Формирование ритмического, гармонического,
мелодического (звуковысотного), тембрового,
динамического слуха.
5. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения
6. Восприятие
и
воспроизведение
различных
ритмических
структур,
как
простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных
функций
рядовосприятия
и
рядовоспроизведения
7. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
7
1
1
1
1
1
1
1
ЭОР
Основные виды деятельности
учащихся на уроке
Обследование. Форма для занятий;
правила поведения на занятии;
инструктаж
по
технике
безопасности. Ознакомление с
теоретическим материалом на
доступном учащимся ТНР уровне.
Ходить, бегать и выполнять не
сложные задания в колонне по
одному и парами змейкой, по
кругу, врассыпную; согласовывать
движения с музыкой в быстром,
умеренном и медленном темпе.
Воспринимать перемену темпа и
двигаться в соответствии с
характером,
динамикой
и
звуковысотностью музыки;
Прекращать движение четко по
сигналу;
ориентироваться
в
пространстве;
действовать
с
предметами, ощущать чувство
равновесия, ритмичность и
координацию движений;
Воспринимать и передавать акцент
и
несложный
ритмический
рисунок; определять марш, танец,
песню, запев и припев в
песне, вступление;
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения
8. Восприятие
и
воспроизведение
различных
ритмических
структур,
как
простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных
функций
рядовосприятия
и
рядовоспроизведения
9. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения
10. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения
11. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения
12. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых
(неакцентированных), так и акцентированных, с
целью развития слухомоторных дифференцировок,
сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения
13. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
14. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
15. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
16. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
Развитие внимания и памяти.
17. Формирование концентрации (устойчивости),
объема, переключения и распределения внимания
18. Формирование концентрации (устойчивости),
объема, переключения и распределения внимания
19. Формирование концентрации (устойчивости),
объема, переключения и распределения внимания
20. Формирование концентрации (устойчивости),
объема, переключения и распределения внимания
Регуляция мышечного тонуса.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Определять движение мелодии
вверх, вниз, на одной высоте;
звуки более долгие и более
короткие; петь выразительно,
четко выговаривая звуки и слова
песни;
определять
звучание
оркестра и отдельных
инструментов, солиста и хора
21. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению.
Все движения выполняются ритмично, под счет или
в соответствии с определенным акцентом в музыке.
22. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению.
Все движения выполняются ритмично, под счет или
в соответствии с определенным акцентом в музыке.
23. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению.
Все движения выполняются ритмично, под счет или
в соответствии с определенным акцентом в музыке.
24. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению.
Все движения выполняются ритмично, под счет или
в соответствии с определенным акцентом в музыке.
25. Формирование умений регулировать мышечный
тонус, обеспечивающих произвольное управление
движениями
общескелетной/артикуляторной
мускулатуры. Все движения выполняются ритмично,
под счет или в соответствии с определенным
акцентом в музыке.
26. Формирование умений регулировать мышечный
тонус, обеспечивающих произвольное управление
движениями
общескелетной/артикуляторной
мускулатуры. Все движения выполняются ритмично,
под счет или в соответствии с определенным
акцентом в музыке.
27. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого
пояса, ног, артикуляторного аппарата. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в соответствии
с определенным акцентом в музыке.
28. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого
пояса, ног, артикуляторного аппарата. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в соответствии
с определенным акцентом в музыке.
29. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого
пояса, ног, артикуляторного аппарата. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в соответствии
с определенным акцентом в музыке.
30. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого
пояса, ног, артикуляторного аппарата. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в соответствии
с определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра).
31. Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в
звучании.
32. Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в
звучании.
33. Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в
звучании.
34. Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в
звучании.
Развитие чувства музыкального темпа.
35. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
36. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
37. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
38. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
39. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
40. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
41. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
42. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
43. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
44. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
45. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
46. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
47. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
48. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
49. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
50. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с
реальными и воображаемыми предметами).
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в
движении.
51. Чувство музыкального ритма и ритма в движении
как основа дальнейшей работы по формированию
ритма речи.
52. Чувство музыкального ритма и ритма в движении
как основа дальнейшей работы по формированию
ритма речи.
53. Чувство музыкального ритма и ритма в движении
как основа дальнейшей работы по формированию
ритма речи.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
54. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности
звуков и пауз, лежащих в основе ритмического
рисунка
55. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности
звуков и пауз, лежащих в основе ритмического
рисунка
56. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности
звуков и пауз, лежащих в основе ритмического
рисунка
57. Отношения акцентированных и неакцентированных
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
58. Отношения акцентированных и неакцентированных
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
59. Отношения акцентированных и неакцентированных
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
60. Скорость следования опорных звуков, определяющая
музыкальный темп.
61. Скорость следования опорных звуков, определяющая
музыкальный темп.
62. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками,
ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук
и т.п.).
63. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками,
ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук
и т.п.).
64. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками,
ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук
и т.п.).
65. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками,
ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук
и т.п.).
66. Восприятие,
усвоение,
и
воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
(обязат.
часть)
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов
1. Развитие межанализаторного взаимодействия (слухозрительных, слухо-двигательных, зрительнодвигательных связей)
2. Развитие межанализаторного взаимодействия (слухозрительных, слухо-двигательных, зрительнодвигательных связей)
11
1
1
ЭОР
Основные виды деятельности
учащихся на уроке
Обследование. Форма для
занятий; правила поведения на
занятии; инструктаж по технике
безопасности. Ознакомление с
теоретическим материалом на
доступном учащимся ТНР
уровне.
3. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
4. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
5. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
6. Дифференциация звучания различных по высоте
источников
звука
(звучащие
колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).
Развитие внимания и памяти.
7. Формирование быстрой и точной реакции на
зрительные и слуховые сигналы
8. Формирование быстрой и точной реакции на
зрительные и слуховые сигналы
9. Формирование быстрой и точной реакции на
зрительные и слуховые сигналы
10. Формирование быстрой и точной реакции на
зрительные и слуховые сигналы
11. Формирование способности распределять внимание
между сигналами различной модальности
12. Формирование способности распределять внимание
между сигналами различной модальности
13. Формирование способности распределять внимание
между сигналами различной модальности
14. Формирование способности распределять внимание
между сигналами различной модальности
Регуляция мышечного тонуса.
15. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
16. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
17. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
18. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
19. Формирование умений регулировать мышечный
тонус, обеспечивающих произвольное управление
движениями общескелетной/артикуляторной
мускулатуры. Все движения выполняются ритмично,
под счет или в соответствии с определенным акцентом
в музыке.
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Шагать с левой ноги, ходить
широким скользящим шагом,
тяжѐлой поступью,
легко бегать на носках,
двигаться прыжками;
строиться в колонну по одному, в
шеренгу по росту, в круг,
перестраиваться в несколько
кругов; находить свою пару,
выполнять
упражнения
с
предметами; изменять темп и
характер движения; выполнять
задания во время маршировки;
владеть навыком исполнения
танцевальных
и
игровых
движений;
определять
песенность, танцевальность и
маршевость музыки;
выразительно исполнять песни,
произносить
правильно
и
отчётливо согласные звуки,
определять
характер
и
содержание музыкального
произведения, смену частей в
нем, передавать движениями
двух-трёхдольный размер.
20. Формирование умений регулировать мышечный
тонус, обеспечивающих произвольное управление
движениями общескелетной/артикуляторной
мускулатуры. Все движения выполняются ритмично,
под счет или в соответствии с определенным акцентом
в музыке.
21. Развитие движений. На фоне нормализации
мышечного тонуса развитие всех параметров
общих/ручных/артикуляторных движений. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
22. Развитие движений. На фоне нормализации
мышечного тонуса развитие всех параметров
общих/ручных/артикуляторных движений. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
23. Развитие движений. На фоне нормализации
мышечного тонуса развитие всех параметров
общих/ручных/артикуляторных движений. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
24. Развитие движений. На фоне нормализации
мышечного тонуса развитие всех параметров
общих/ручных/артикуляторных
движений.
Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра).
25. Умение прислушиваться и различать отдельные
ударные моменты на фоне звучания равной силы,
давать на них ответную реакцию движением.
26. Умение прислушиваться и различать отдельные
ударные моменты на фоне звучания равной силы,
давать на них ответную реакцию движением.
27. Умение прислушиваться и различать отдельные
ударные моменты на фоне звучания равной силы,
давать на них ответную реакцию движением.
28. Умение прислушиваться и различать отдельные
ударные моменты на фоне звучания равной силы,
давать на них ответную реакцию движением.
Развитие чувства музыкального темпа.
29. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
30. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
31. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
32. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
33. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
34. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
35. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
36. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
38. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
39. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
40. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
41. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
42. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
43. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
44. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
45. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
46. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
47. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
48. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
49. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
50. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба,
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
бег, построения, перестроения, движения с реальными
и воображаемыми предметами).
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении.
51. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как
1
основа дальнейшей работы по формированию ритма
речи.
52. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как
1
основа дальнейшей работы по формированию ритма
речи.
1
53. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как
основа дальнейшей работы по формированию ритма
речи.
1
54. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности звуков
и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка
1
55. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности звуков
и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка
1
56. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности звуков
и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка
1
57. Отношения акцентированных и неакцентированных
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
58. Отношения акцентированных и неакцентированных
1
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
59. Отношения акцентированных и неакцентированных
1
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
60. Скорость следования опорных звуков, определяющая
1
музыкальный темп.
61. Скорость следования опорных звуков, определяющая
1
музыкальный темп.
1
62. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
63. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
1
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
1
64. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
1
65. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
1
66. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
1
67. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
1
68. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой,
бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
3 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
15
ЭОР
Основные виды деятельности
учащихся на уроке
(обязат.
часть)
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов
1. Создание предпосылок для усвоения словесного
ударения, правильного воспроизведения акцентноритмической, звукослоговой структуры слова
2. Создание предпосылок для усвоения словесного
ударения, правильного воспроизведения акцентноритмической, звукослоговой структуры слова
3. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).
4. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).
5. Дифференциация звучания различных по высоте
источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).
6. Дифференциация звучания различных по высоте
источников
звука
(звучащие
колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.),
различных по силе и характеру звучания источников
звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты).
Развитие внимания и памяти.
7. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять
волевые усилия.
8. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять
волевые усилия.
9. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять
волевые усилия.
10. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять
волевые усилия.
11. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной,
слуховой, двигательной
12. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной,
слуховой, двигательной
13. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной,
слуховой, двигательной
14. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной,
слуховой, двигательной
Регуляция мышечного тонуса.
15. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые
группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
16. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые
группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
17. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые
группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
18. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые
группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по представлению. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Форма для занятий; правила
поведения на занятии;
инструктаж по технике
безопасности. Ознакомление с
теоретическим материалом на
доступном учащимся ТНР
уровне.
Ходить в колонне с левой ноги,
с правильной осанкой
и координацией движений рук в
ускоренном и замедленном
темпе, отмечать в движении
акценты, метр, ритмический
рисунок;
бегать легким пружинистым
шагом с высоким подниманием
колен; прыгать на месте и с
продвижением на обеих ногах и
попеременно;
перестраиваться в кружки,
сужать и расширять их;
действовать с предметами в
определённом ритме и
чередовать
два
ритма,
автоматизируя движения;
распределять дыхание при
пении, особенно в напевных
песнях
с
различными
динамическими
оттенками;
сохранять
правильное
формирование гласных при
пении двух звуков на один слог;
петь в ансамбле и хором;
различать
по
характеру
звучания песни, танцы и
пляски разных народов.
19. Формирование умений регулировать мышечный тонус,
обеспечивающих произвольное управление движениями
общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
20. Формирование умений регулировать мышечный тонус,
обеспечивающих произвольное управление движениями
общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
21. Обучение различным видам ходьбы; формирование
статической и динамической координации
общих/ручных/артикуляторных и мимических
движений (в процессе выполнения последовательно и
одновременно организованных движений) Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
22. Обучение различным видам ходьбы; формирование
статической и динамической координации
общих/ручных/артикуляторных и мимических
движений (в процессе выполнения последовательно и
одновременно организованных движений) Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
23. Обучение различным видам ходьбы; формирование
статической и динамической координации
общих/ручных/артикуляторных и мимических
движений (в процессе выполнения последовательно и
одновременно организованных движений) Все
движения выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в музыке.
24. Обучение различным видам ходьбы; формирование
статической
и
динамической
координации
общих/ручных/артикуляторных и мимических движений
(в
процессе
выполнения
последовательно
и
одновременно организованных движений) Все движения
выполняются ритмично, под счет или в соответствии с
определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра).
25. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
26. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
27. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
28. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
29. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
30. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
32. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
33. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
34. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
35. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
36. Умение воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход
на другое движение, прекращение или поочередное
выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа.
37. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
38. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
39. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
40. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи.
41. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
42. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
43. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
44. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
45. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
46. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
1
47. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
1
48. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
1
49. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
50. Восприятие и различение темпа музыки с целью его
1
согласования с темпом простых движений (хлопки,
взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении.
1
51. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как
основа дальнейшей работы по формированию ритма
речи.
1
52. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как
основа дальнейшей работы по формированию ритма
речи.
1
53. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как
основа дальнейшей работы по формированию ритма
речи.
54. Основные сенсорные компоненты чувства
1
музыкального ритма: отношения длительности звуков и
пауз, лежащих в основе ритмического рисунка
55. Основные сенсорные компоненты чувства
1
музыкального ритма: отношения длительности звуков и
пауз, лежащих в основе ритмического рисунка
1
56. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения длительности звуков и
пауз, лежащих в основе ритмического рисунка
57. Отношения акцентированных и неакцентированных
1
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
1
58. Отношения акцентированных и неакцентированных
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
1
59. Отношения акцентированных и неакцентированных
звуковых элементов, составляющих основу
музыкального метра
60. Скорость следования опорных звуков, определяющая
1
музыкальный темп.
61. Скорость следования опорных звуков, определяющая
1
музыкальный темп.
1
62. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
1
63. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
1
64. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
65. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
1
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
19
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
66. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
67. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
68. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического
рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в
движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
1
1
1
4 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
(обязат.
часть)
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов
1. Развитие слухового восприятия как основы
1
формирования фонематического восприятия.
2. Развитие слухового восприятия как основы
1
формирования фонематического восприятия.
3. Дифференциация звучания различных по
высоте источников звука (звучащие
колокольчики, поставленный вертикально
металлофон и др.), различных по силе и
характеру звучания источников звука
(звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
4. Дифференциация звучания различных по
высоте источников звука (звучащие
колокольчики, поставленный вертикально
металлофон и др.), различных по силе и
характеру звучания источников звука
(звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
5. Дифференциация звучания различных по
высоте источников звука (звучащие
колокольчики, поставленный вертикально
металлофон и др.), различных по силе и
характеру звучания источников звука
(звучащие игрушки, музыкальные
инструменты).
6. Дифференциация звучания различных по
высоте
источников
звука
(звучащие
колокольчики, поставленный вертикально
металлофон и др.), различных по силе и
характеру
звучания
источников
звука
(звучащие
игрушки,
музыкальные
инструменты).
Развитие внимания и памяти.
7. Развитие умения удерживать в памяти и
воспроизводить заданный ряд
последовательных движений, сохраняя
двигательную программу
8. Развитие умения удерживать в памяти и
воспроизводить
заданный
ряд
последовательных
движений,
сохраняя
двигательную программу
1
1
1
1
1
1
20
ЭОР
Основные виды деятельности
учащихся на уроке
Форма для занятий; правила поведения на
занятии; инструктаж по технике
безопасности. Ознакомление с
теоретическим материалом на доступном
учащимся ТНР уровне.
Находить правильно нужный темп ходьбы
в соответствии с характером и строением
музыкальных произведений (двухчастная,
трех частная форма); различать в музыке и
передавать движением двух-, трех- и
четырехдольный размер, метр, акценты,
ритмический
рисунок;
менять
самостоятельно характер движений в
соответствии со сменой частей в музыке,
различать
на
слух
мелодию
и
сопровождение
в
песне
и
инструментальной музыке, звучание хоров
(мужского, смешанного, детского); петь
ритмично, выразительно, артикулировать
правильно звуки и четко произносить
слова песни; петь в унисон и с элементами
двухголосые; следить за дыханием, за
динамическими
оттенками
при
исполнении песен; работать с предметами
в определённом ритме, воспроизводить
ритмический рисунок хлопками и игрой на
ударных инструментах.
9. Развитие умения удерживать в памяти и
воспроизводить заданный ряд
последовательных движений, сохраняя
двигательную программу
10. Развитие умения удерживать в памяти и
воспроизводить заданный ряд
последовательных движений, сохраняя
двигательную программу
Регуляция мышечного тонуса.
11. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по
представлению. Все движения выполняются
ритмично, под счет или в соответствии с
определенным акцентом в музыке.
12. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по
представлению. Все движения выполняются
ритмично, под счет или в соответствии с
определенным акцентом в музыке.
13. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по
представлению. Все движения выполняются
ритмично, под счет или в соответствии с
определенным акцентом в музыке.
14. Развитие умения расслаблять и напрягать
определённые группы мышц по контрасту с
напряжением/расслаблением и по
представлению. Все движения выполняются
ритмично, под счет или в соответствии с
определенным акцентом в музыке.
15. Формирование умений регулировать
мышечный тонус, обеспечивающих
произвольное управление движениями
общескелетной/артикуляторной мускулатуры.
Все движения выполняются ритмично, под
счет или в соответствии с определенным
акцентом в музыке.
16. Формирование умений регулировать
мышечный тонус, обеспечивающих
произвольное управление движениями
общескелетной/артикуляторной мускулатуры.
Все движения выполняются ритмично, под
счет или в соответствии с определенным
акцентом в музыке.
17. Обучение различным видам ходьбы
пространственно-временной организации
двигательного акта. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в
музыке.
18. Обучение различным видам ходьбы
пространственно-временной организации
двигательного акта. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в
музыке.
19. Обучение различным видам ходьбы
пространственно-временной организации
двигательного акта. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в
соответствии с определенным акцентом в
музыке.
20. Обучение различным видам ходьбы
пространственно-временной организации
двигательного акта. Все движения
выполняются ритмично, под счет или в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
соответствии с определенным акцентом в
музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра).
21. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
22. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
23. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
24. Умение
воспринимать
неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое
движение,
прекращение
или
поочередное выполнение движения и т.п.).
25. Умение
воспринимать
неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое
движение,
прекращение
или
поочередное выполнение движения и т.п.).
26. Умение
воспринимать
неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое
движение,
прекращение
или
поочередное выполнение движения и т.п.).
27. Умение
воспринимать
неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое
движение,
прекращение
или
поочередное выполнение движения и т.п.).
28. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
29. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
30. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
31. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
32. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
33. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
34. Умение воспринимать неожиданный,
метрический (равномерно повторяющийся) и
переходный акцент и соответствующим
образом реагировать на него (переход на
другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа.
35. Чувство музыкального темпа как основа
дальнейшей работы над темпом речи.
36. Чувство музыкального темпа как основа
дальнейшей работы над темпом речи.
37. Чувство музыкального темпа как основа
дальнейшей работы над темпом речи.
38. Чувство музыкального темпа как основа
дальнейшей работы над темпом речи.
39. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
40. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
41. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
42. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
43. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
44. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
45. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
1
46. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
47. Восприятие и различение темпа музыки с
1
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
48. Восприятие и различение темпа музыки с
1
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
1
49. Восприятие и различение темпа музыки с
целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более
сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и
воображаемыми предметами).
1
50. Умение чувствовать темп музыкального
произведения с целью его соотнесения
темпом речи.
1
51. Умение чувствовать темп музыкального
произведения с целью его соотнесения
темпом речи.
52. Умение чувствовать темп музыкального
1
произведения с целью его соотнесения
темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в
движении.
1
53. Чувство музыкального ритма и ритма в
движении как основа дальнейшей работы по
формированию ритма речи.
1
54. Чувство музыкального ритма и ритма в
движении как основа дальнейшей работы по
формированию ритма речи.
1
55. Чувство музыкального ритма и ритма в
движении как основа дальнейшей работы по
формированию ритма речи.
1
56. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения
длительности звуков и пауз, лежащих в
основе ритмического рисунка
1
57. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения
длительности звуков и пауз, лежащих в
основе ритмического рисунка
1
58. Основные сенсорные компоненты чувства
музыкального ритма: отношения
длительности звуков и пауз, лежащих в
основе ритмического рисунка
59. Отношения акцентированных и
1
неакцентированных звуковых элементов,
составляющих основу музыкального метра
1
60. Отношения акцентированных и
неакцентированных звуковых элементов,
составляющих основу музыкального метра
1
61. Отношения акцентированных и
неакцентированных звуковых элементов,
составляющих основу музыкального метра
62. Скорость следования опорных звуков,
1
определяющая музыкальный темп.
24
63. Скорость следования опорных звуков,
определяющая музыкальный темп.
64. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах
(бубен, маракасы, барабан) и в движении
(хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
65. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах
(бубен, маракасы, барабан) и в движении
(хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
66. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах
(бубен, маракасы, барабан) и в движении
(хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
67. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах
(бубен, маракасы, барабан) и в движении
(хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
68. Восприятие, усвоение, и воспроизведение
ритмического рисунка на инструментах
(бубен, маракасы, барабан) и в движении
(хлопками, ходьбой, бегом, поворотами
туловища, взмахами рук и т.п.).
1
1
1
1
1
1
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Занятия логопедической ритмикой проводятся в специально оборудованном кабинете.
Пол кабинета должен быть с деревянным, ровным, однотонным, умеренно скользящим
покрытием. Оснащение кабинета обязательно включает хореографические (балетные)
станки и зеркала, выполненные с использованием технологий, обеспечивающих высокую
ударопрочность. На занятиях ритмикой используется звуковоспроизводящая аппаратура с
динамиками, имеющими широкий частотный диапазон.
Занятия ритмикой проводятся с обязательным учетом индивидуальных рекомендаций и
ограничений к выполнению движений с учетом индивидуальных психофизических
возможностей учащихся к усвоению и выполнению движений.
При проведении занятий ритмикой необходимо использовать следующее дидактическое
обеспечение и специальный гимнастический инвентарь:
•
Скакалки, обручи, мешочки, разноцветные флажки, ленты, гимнастические палки.
25