Оглавление
1.
Пояснительная записка ................................................................................................................... 2
2. Общая характеристика коррекционного курса «Психологические занятия» .......................... 2
3. Описание места коррекционного курса «Психологические занятия» в учебном плане ......... 3
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Психологические
занятия» ...................................................................................................................................................... 4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционного курса
«Психологические занятия».................................................................................................................... 4
6. Содержание коррекционного курса «Психологические занятия» .............................................. 7
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся ...................................................................................................................................................14
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.............22
1. Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные)». Психологические занятия - далее
«Психологические занятия» разработана в соответствии со следующими документами:
-
-
-
-
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023
(зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654);
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) МАОУ СОШ
№ 8;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Устав МАОУ СОШ № 8;
локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 8.
Коррекционный курс «Психологические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области учебного плана для учащихся с ЗПР. В процессе
психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в
развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер
личности ребенка с ЗПР.
2. Общая характеристика коррекционного курса «Психологические
занятия»
Содержание курса «Психологические занятия» направлено на коррекцию
имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы.
2
Цель курса развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сфер учащегося, направленные на преодоление или
ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у учащегося
позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
оптимизация взаимодействия учащегося с педагогами и сверстниками;
становление сферы жизненной компетенции;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
3. Описание места коррекционного курса «Психологические занятия»
в учебном плане
Особенностью построения коррекционного курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1 Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного
обучения.
2 Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций.
3 Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими.
4 Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,
формированию учебной мотивации.
5 Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,
коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или
иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы учащихся.
Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение
часов, ориентируясь на потребности учащихся.
Коррекционный курс «Психологические занятия» относится к внеурочной
деятельности (включая коррекционно-развивающую область) учебного плана образования
учащихся с ЗПР. Место курса в учебном плане в соответствии с годовым учебным планом
образования учащихся с ЗПР представлено в следующей таблице:
Класс
Количество
Обязательная часть
Итого
часов в неделю
1 класс
2
2
66
1 доп.
2
2
66
класс
2 класс
2
2
68
3 класс
2
2
68
4 класс
2
2
68
3
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса «Психологические занятия»
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с
особыми образовательными потребностями младшего школьника с ЗПР. Учитывая
характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности
эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при
проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную,
основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и
бланковых материалов, а также предусматривает наличие динамических и релаксационных
пауз..
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
коррекционного курса «Психологические занятия»
Личностные:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
(положительное отношение к школе, психологическим занятиям, способность
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая успех с усилиями,
стараниями, трудолюбием);
повышение мотива учебной деятельности (интерес к новому);
формирование потребности в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности (быть полезным обществу);
формирование уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей (справедливости, правдивости);
формирование моральной самооценки (развитие этических чувств – стыда, вины,
совести – как регуляторов морального поведения);
развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
развитие эмпатии и сопереживания;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
художественной литературой и произведениями искусства.
Метапредметные:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности и
включают:
1) целеполагание; 2) планирование; 3) прогнозирование; 4) контроль в форме сличения
способа действия и его результата; 5) коррекция; 6) оценка; 7) элементы волевой
саморегуляции, как способности к волевому усилию.
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
4
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, исправлять
допущенные ошибки;
умение адекватно воспринимать оценки;
умение различать трудность и сложность задания;
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей.
умение самостоятельно формулировать познавательную цель на следующее
занятие.
Познавательные УУД включают: 1) общеучебные действия; 2) логические действия; 3)
действия постановки и решения проблем.
Познавательные универсальные учебные действия:
развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в
учебном сотрудничестве);
умение выделять существенную информацию из текстов и заданий;
ориентация в возможностях информационного поиска (справочник, словарь) и
умение использовать эти ресурсы в сотрудничестве со взрослым или
самостоятельно;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в
соответствии с задачами общения и нормами родного языка;
умение излагать свое сообщение в письменной речи;
умение осуществлять сравнение, анализ, классификацию, обобщение предметов и
явлений.
Коммуникативные УУД обеспечивают: 1) социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или
деятельности); 2) умение слушать и вступать в диалог; 3) участвовать в коллективном
обсуждении проблем; 4) интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-то предмет
или вопрос и уважение иной точки зрения;
учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Предметные результаты:
В области адаптации учащегося к началу школьного обучения:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к учителю;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
5
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился –
не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со
взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя
замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции,
действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и
формирования высших психических функций:
- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной
деятельности;
- улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять
последовательные действия на основе словесной инструкции;
- способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический
план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
- возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить
предметы с сенсорными эталонами, возможность концентрации и произвольного
удержания внимания;
- способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в
оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
- способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей
объекта;
- способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
- возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
- возможность опредмечивания графических знаков;
- способность к вербализации своих действий;
- способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в
образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков:
- уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
- улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности,
проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и
аффективного компонента продуктивности;
- способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать
повод для гордости;
- отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную)
эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими:
- способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
- уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
- снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
- формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
6
- снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и
учителям;
- повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
6. Содержание коррекционного курса «Психологические занятия»
Содержание обучения в 1 классе
Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Формирование
внутренней позиции школьника. Формирование понимания школьных правил. Работа с
правилами: дифференциация школьных правил «чего нельзя делать» и правил «что нужно
делать». Развитие навыков самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и
учебной мотивации. Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Развитие
понимания отличий между собой и другим. Формирование умения принимать особенности
другого. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Формирование основ
рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать
трудности, доводить начатое дело до завершения. Развитие умения работать в парах.
Формирование навыков совместной деятельности. Формирование
адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке
как к ресурсу (учимся на ошибках, ошибки-помощники).
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций
Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение следовать инструкции в
простых игровых заданиях. Ориентировка в схеме тела (выше/ниже, сверху/снизу, над/под,
лево/право). Ориентировка на листе бумаги (верх/низ, право/лево). Ориентировка в
пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов
(ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо ориентира). Подвижные игры на
перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага влево и т. д.).
Ориентировка на пространстве листа бумаги: задание на перемещение в клеточном поле по
инструкции. Ориентировка в пространстве помещения школы: построение маршрута
передвижения. Конструирование по наглядно предъявляемому образцу. Развитие
слухового внимания на материале игровых упражнений с использованием словесных
команд. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиск
ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу. Развитие
пространственной ориентировки, навыков сосредоточения и устойчивости внимания на
материале графических диктантов, прохождение лабиринтов по заданному маршруту.
Развитие способности анализировать простые закономерности: продолжи ряд, закончи
узор. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти: упражнения на запоминание 5 –
6 объектов без учета расположения. Развитие слуховой памяти, повторение
последовательности неречевых заданных звуков (барабан, колокольчик и т. п.). Развитие
зрительно-моторной и слухо-двигательной памяти. Развитие мышления: функции
сравнения, анализа и синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай одинаковым);
функция классификации (разделение объектов на группы по цвету, форме,
размеру).
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к группе
одноклассников с использованием игр, стимулирующих взаимодействие со сверстниками.
Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый,
честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Способы знакомства; научить
детей правильно представлять себя в процессе знакомства; отработка следующих навыков:
«Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить разговор», «Умение
присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу», «Умение принять отказ».
7
Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу. Позитивные формы
дружеского поведения; отработка следующих навыков: «Умение справляться с давлением
группы», «Умение отвечать на провокации», «Умение справляться со своими эмоциями».
Способы попросить прощения; отработка следующих
навыков: «Умение извиняться», «Умение понимать чувства другого». Умение помогать
другому и принимать помощь самому; способы просить других о помощи и благодарить за
помощь; отработка следующих навыков: «Умение предложить помощь другу», «Умение
просить о помощи». Совместная работа и ее польза, распределение обязанностей при
выполнении общей работы. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта
общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами
сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о совместных
действиях.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию
учебной мотивации
Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности их проявления,
средства и невербального выражения эмоций, способы адекватного выражения эмоций.
Развитие умения идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения
вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния
другого. Ознакомление с неречевыми средствами выражения эмоций. Ознакомление
с понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение эмоциональноэкспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания эмоциональной
поддержки. идентификации и дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие
умения выявлять основные признаки эмоционального реагирования в различных
жизненных ситуациях. Развитие умения анализировать причины возникновения разных
эмоций. Развитие умения анализировать характерные проявления разных эмоций. Развитие
способности к саморегуляции эмоциональных проявлений. Формирование способности к
изменению стратегии собственного поведения с ориентацией на эмоциональное состояние
ближнего. Расширение репертуара способов социально приемлемого выражения
эмоциональных реакций. Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные
отношения с окружающими.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции
недостатков регулятивных процессов
Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация тонуса мышц.
Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Формирование
двигательной памяти. Развитие навыков удержания программы. Развитие двигательного
контроля. Снижение импульсивности. Развитие межполушарного взаимодействия.
Формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие умения
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие
умения различать и сравнивать мышечные ощущения. Развитие общей координации.
Развитие навыков контроля равновесия собственного тела. Развитие целенаправленной
саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать деятельность в
умственном плане. Развитие навыков самоконтроля действий и поведения. Развитие умения
удерживать инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на
заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по
образцу. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при
помощи графических символов.
Содержание обучения в 1 дополнительном классе
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций
Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания: графический диктант
(двухцветный вариант) по нарисованному образцу. Поиск ходов лабиринтов с опорой на
8
план. Пространственная ориентировка на листе бумаги: работа со схемами планов
помещений, пространственными терминами между, над/под, из-за/из-под, слева/справа,
ближе/дальше, выше/ниже. Поиск объекта по плану. Развитие конструктивной
деятельности. Конструирование узоров из кубиков «Сложи узор» (4 кубика). Развитие
визуальной и аудиально памяти (5–6 объектов) с учетом расположения, игра «Снежный
ком». Развитие зрительно-моторной координации. Копирование по точкам, задание на
продолжение узора. Упражнения на конструирование («Сложи узор» из 4 кубиков).
Развитие функции анализа зрительного объекта, выделение деталей, синтезирование
объекта. Развитие функции анализирующего наблюдения (анализ сюжетов со скрытым
смыслом). Развитие аналитико-синтетической деятельности: задания на установление
закономерности в ряду объектов. Упражнения «Продолжи ряд», «Девятая клеточка».
Развитие конструктивной деятельности (на материале игры «Танграм» и подобных ей),
вербальный анализ пространственного расположения деталей объекта. Развитие слухомоторной координации (графические диктанты). Пространственная ориентировка: поиск
ходов лабиринтов с опорой на план. Простейшие обобщения: продолжи числовой ряд,
продолжи закономерность, дорисуй девятое. Простейшие обобщения: выделение лишнего
объекта из ряда (4-ый лишний). Развитие мышления (функция сравнения). Сопоставление
признаков наглядно предъявляемых объектов. Выделение признаков сходства и различия
объектов. Развитие мышления (функция классификации). Группировка объектов по
самостоятельно найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства уверенности. Развитие навыков
самопрезентации. Формирование основ рефлексивной позиции. Средства «невербального
общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Представление о том, как устроено общение,
научить определять на примере жизненных ситуаций и диалогов начало общения
(вступление в контакт), собственно общение и завершение общения (выход из контакта).
Способы начать общение, правила знакомства, дифференциация слов, используемых при
приветствии и обращении к взрослому человеку и сверстнику. Способы закончить
общение, дифференциация слов, используемых при прощании со взрослым человеком и
сверстником. Условия успешного общения: внимание к партнеру по общению (настроение,
физическое состояние, готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция
для комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств невербального общения
во время общения и их использование. Развитие у детей навыков общения в ситуации с
просьбой: установление контакта, четкое изложение просьбы, интонация, использование
вежливых слов и жестов. Право на отказ в ситуации просьбы, принятие ситуации отказа.
Развитие навыков общения в ситуации вежливого отказа. Развитие у детей навыков
общения в ситуациях, когда необходимо
извиниться. Определение правил совместной работы, применение правил совместной
работы на практике. Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе
слаженно. Обучение детей способности прислушиваться к словам собеседника, определять
главный смысл услышанного.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию
учебной мотивации
Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживаниях, настроении,
эмоциях; развитие умения распознавать настроение по внешним признакам; связь
переживаний человека с определенными обстоятельствами. Развитие представлений о
важности вежливой речи для общения; побуждение к осмыслению нравственной
стороны речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать
обидеть или человека; развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со
сверстниками и взрослыми. Расширение знаний о способах улучшить настроение;
закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие чувства эмпатии. Дать детям
9
представление о саморегуляции в критических ситуациях, приемах, позволяющих
успокоиться, ввести понятие «тайм-аут». Тренировка умения останавливаться,
регулировать свое негативное поведение (брать тайм-аут). Обучение детей вербально
выражать свои чувства, говорить о них в корректной форме, не задев чувства партнера по
общению. Обучение детей вербально выражать свои желания, говорить о них в корректной
форме, используя подходящие мимику, жесты, интонацию. Чувства,
препятствующие общению: приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы
саморегуляции своего эмоционального состояния. Выделение положительных качеств и
сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого поведения адекватно
ситуации общения со взрослым и со сверстниками.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции
недостатков регулятивных процессов
Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения сознательно
подчинять свои действия правилу. Развитие умения ориентироваться на заданную систему
требований. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнения. Развитие
умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля двигательной
активности. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при
помощи графических символов. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения
осуществлять промежуточный контроль в процессе выполнения задания. Развитие умения
оценить правильность выполнения задания по результату деятельности.
Содержание обучения во 2 классе
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций
Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение фигур из сложного
чертежа, распознавание наложенных фигур. Повышение объема внимания, развитие
переключение внимания на материале упражнений: графический диктант (двухцветный
вариант) с аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план.
Развитие графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу
зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование сложных
изображений по клеточкам. Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы
Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление
единицы к числам в начале и в конце ряда. Например, два – одиннадцать, три – двенадцать).
Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7–10 предметов с учетом
расположения). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу
шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами),
распределение названий основных цветов, написанных шрифтом другого цвета (Например,
«зеленый» написан желтым цветом). Развитие конструктивной деятельности: задание
«Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и подобные задания. Развитие мышления (функция
сравнения): сопоставление признаков понятий. Образное сравнение понимание метафор.
Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум заданным
основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям);
функция обобщения (выделение лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение
подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинно- следственных
зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование умения устанавливать
причинно-следственные связи (задания по типу простые аналогии).
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания
значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать отношения с
одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Формирование умения
10
действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения.
Понятия «конфликт» и «контакт». Качества, необходимые для эффективного
взаимодействия. Формирование представлений об индивидуальных различиях
коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков невербального
взаимодействия. Формирование осознания различия в отношении к «своим» и «чужим».
Формирование толерантного отношения к окружающим людям. Способствование
получению опыта сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях.
Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия
группового решения.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию
учебной мотивации
Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей.
Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания собственных
положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в
характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в
решении сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни человека. Личностные
качества «сердечность», «доброжелательность». Представление о связях между
различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку
другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные качества и качества
другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении
конфликтных ситуаций. Формирование представления о развитии своих положительных
качеств. Развитие представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения.
Образ доброжелательного человека. Формирование представления о роли
доброжелательности при взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки
доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения идентифицировать свои
личностные качества и оценивать степень их выраженности. Развитие умения свободно
говорить о своих качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции
недостатков регулятивных процессов
Развитие навыков составления программы: составление программы действий на учебном
материале. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие
умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по
инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы.
Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения
самостоятельно выполнять задания по образцу. Отработка следования программе на
цифровом материале, закрепление натурального ряда чисел, а также четного и нечетного
рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования заданной
программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы работы с цифровым
рядом. Пошаговое выполнение новой программы. Перенос навыков действия в
соответствии с программой. Отработка программы с обратным рядом чисел и его контроля.
Содержание обучения в 3 классе
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций
Развитие целостности и константности зрительного восприятия: узнавание объекта по его
части, дорисовывание объекта до целого, распознавание конфликтных изображений
(задания по типу химер). Развитие слухо-моторной координации: графические диктанты по
клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц). Повышение распределения
внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым
рядом (последовательное прибавление и вычитание заданного числа к числам в начале и в
11
конце ряда). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки
с использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех знаков разными
способами). Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на основе построения
простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков); функции
сравнения и абстрагирования (упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением
3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур
(или понятий) от другой). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор»
из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки: перекодирование плоскостных
изображений в объемные. Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по
зрительному образу (тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при
самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой
информации в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом
пиктограммы. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации.
Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому
признаку, по ассоциативной связи. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от
несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим
использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения
заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Формирование осознания важности развития коммуникативных навыков. Развитие
рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие экспрессивных способ¬ностей и
навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и
«слышать», развитие умения слушать. Содействие получению опыта общения в роли
говорящих и слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении,
развитие умения активного слушания. Умение формулировать вопросы для правильного
понимания собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе общения с
собеседником, умение выражать поддержку и понимание говорящему. Умение общаться с
помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки
эффективного речевого взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать,
роль использования аргументов в споре.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию
учебной мотивации
Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о
внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и своих особенностях. Развитие
представлений о временной линии жизни: представления о себе в прошлом, настоящем и
будущем. Роль ощущений в познании окружающего мира. Дифференциация и
идентификация различных видов ощущений, уникальность собственного восприятия
окружающего мира. Формирование осознания индивидуальных различий между людьми.
Ознакомление с психологическими особенностями различных типов темперамента.
Формирование осознания уникальности и неповторимости каждого человека. Развитие
экспрессивных возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт
характера. Развитие умения описывать черты характера других людей. Формирование
осознания особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих
поступков. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах
характера. Развитие и поддержание позитивного самоотношения при обогащении
представлений о себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных
чертах своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование
осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности к
рефлексии.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции
недостатков регулятивных процессов
12
Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка
следования заданной программе, тренировка зрительно-моторных координаций. Отработка
совместных действий по внешне представленной программе, тренировка зрительномоторной координации. Отработка интериоризации программы ориентирования в прямом
ряду в таблице со случайным расположением чисел. Постепенная интериоризация
программы следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и
произвольного внимания на цифровом материале. Тренировка работы по программе,
упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка произвольного внимания,
избирательности, переключения, контроля. Тренировка в составлении программы, работа
по программе с учетом двух признаков (номер по порядку и цвет). Отработка действия по
программе в усложненных ситуациях, упражнения на ориентацию в пространстве.
Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия числа и цифры,
закрепление представления о числовом ряде, тренировка произвольного внимания.
Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного
действия по программе, заданной образцом. Отработка переключаемости и возможности
длительного удержания внимания. Работа со конфигурациями графических объектов на
материале заданий по типу «сложная фигура». Тренировка способности следования
программе на сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия.
Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на
превдоучебном цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по
наглядной программе.
Содержание обучения в 4 классе
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для
запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание
информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать
текстовую информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации.
Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных,
умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму.
Умение заполнять таблицы. Формирование логического действия анализа и синтеза:
выделение существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта
по заданным признакам. Формирование логического действия классификации:
группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для группировки.
Формирование логического действия сравнения: сравнение понятий по существенным
признакам. Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от
второстепенных признаков. Формирование логического действия обобщения: умение
делать выводы на основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста,
пословиц и поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на
поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения цепочки
логических рассуждений.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации.
Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде в моделируемых педагогом
ситуациях. Развитие умения обобщать информацию и точно ее передавать. Развитие
представлений о конфликте в общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии
поведения в конфликтных ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного и
эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение учитывать
мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения,
помехи в общении. Значение позитивной установки для комфортного общения,
13
внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в
команде. Актуализация правил комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию
учебной мотивации
Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания учащимися
происходящих в них перемен (окончание начальной школы и переход в пятый класс). Роль
индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими. Понятие «способности»,
исследование своих способностей и возможностей. Выработка адекватного отношения к
ошибкам и неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и возможностей, их
сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать цели и пути
самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие представлений о своих
интересах, ценностях, способностях. Формирование способности идентифицировать
индивидуальные особенности другого: развитие навыков анализа качеств другого человека
по невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие навыков самоанализа и
умения рассказывать о себе. Формирование умения идентификации собственных
внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа будущего,
актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и развитие
самостоятельности.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции
недостатков регулятивных процессов
Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с обратным рядом
чисел, отработка переключения с программы на программу. Интериоризация программы
работы обратного ряда чисел, самостоятельное построение программы. Интериоризация
программ работы с прямым и обратным рядами чисел. Закрепление работы с обратным
рядом по усвоенной программе. Тренировка произвольного внимания, его распределения,
самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций. Перенос принципа параллельного
поиска на цифро-буквенном материале. Тренировка удержания программы,
дифференциации близких программ. Закрепление работы по программе с параллельными
рядами чисел. Тренировка переключения зрительного внимания. Отработка в речевом
плане программы действий с параллельными рядами. Проверка возможности построения
программы с параллельными рядами чисел по аналогии с предыдущими. Закрепление
действия по программе «параллельные ряды», выбор и проговаривание программы.
Перенос программы, действие по усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка
навыка анализа новой программы, тренировка контроля своих действий в наглядной
программе.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся
1 класс
№
п/п
Тема
урока
Кол-во часов (обязат.
часть)
ЭОР
1.
2.
3.
4.
5.
14
Основные виды деятельности учащихся на
уроке
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
15
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
1 дополнительный класс
№
п/п
Тема
урока
Кол-во часов (обязат.
часть)
ЭОР
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
16
Основные виды деятельности учащихся на
уроке
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
17
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
2 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
18
ЭОР
Основные виды деятельности учащихся
на уроке
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
3 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1.
2.
19
ЭОР
Основные виды деятельности учащихся на
уроке
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
20
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
4 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
(обязат.
часть)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
21
ЭОР
Основные виды деятельности учащихся
на уроке
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
*ЭОР. Возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал,
наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
22
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
23