Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образования и условия организации
обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ
№ 8 определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов
также в соответствии синдивидуальной программойреабилитации
инвалида.
Общее образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в МАОУ СОШ № 8 по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В МАОУ СОШ № 8 созданы специальные условия для получения
образования указанными учащимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа
в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах – специально-оборудованных кабинетах:
1. Хореографический класс:
В классе располагается зона для занятий ритмикой. Занятия ритмикой, музыкально-ритмические занятия направлены на:
- формирование положительного
отношения к музыкально-ритмическим занятиям;
- развитие
восприятия музыки, интереса и внимания к музыкальному звучанию;
- развитие
правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку
(основных, элементарных гимнастических и танцевальных), умений выполнять
построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных,
бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку;
- формирование умения эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя.
2. Логопедический класс:
В классе проводится работа с разными группами учащихся. Специфика работы учителя-логопеда МАОУ СОШ № 8 предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных:
- тщательный отбор дидактического и
наглядного материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени
на каждый этап занятия;
- компетентная, научно-обоснованная
подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и
методов логопедического воздействия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
3. Комната психологической разгрузки (сенсорная комната).
В комнате
проводится работа с целью стабилизации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ и умственной отсталостью.
При расположении
парт, используемых при организации обучения и воспитания учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, учитываются особенности
физического развития учащихся.
Мебель для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов приспособлена к
особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и
состоянию здоровья.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения
практических занятий в МАОУ СОШ № 8 функционируют кабинеты, мастерские, в
которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.
Кабинет МХК: Развитие творческих способностей, художественного воображения, эмоционального и эстетического отношения к действительности.
Кабинеты технологии:
- Развитие навыков
обработки древесины, работа с лего-конструктором, инструментами, техническими
материалами.
- Развитие практических навыков работы на швейной машинке, навыков конструирования, работа над творческими проектами.
Кабинет химии: Проведение химических опытов, реакций, экспериментальная работа по химии, подтверждение результатов теоретических исследований.
Кабинет физики: Проведение
лабораторных работ, практикумов, демонстрационных экспериментов.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека с читальным залом на 20 рабочих мест:
- укомплектованаучебниками и учебными пособиями на 100%, педагогической и методической литературой,научно - популярной, справочной, художественной литературой с учётом современных задач учебно - воспитательного процесса (общий фонд: 27 901 экземпляр,учебники - 15 831 экземпляр,фонд дополнительной литературы - 12 070 экземпляров);
- оборудована мультимедийным комплектом (компьютер, ЖК-телевизор), ноутбуками, планшетами с организацией выхода в Интернет,медиатекой по предметам;
- подключена кинформационным ресурсам ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» (электронный читальный зал);
- аппаратными и программными средствами печати и копирования документов, сканирования и распознавания текстов;
- оборудована уголком психологической разгрузки (игровая зона, зона для чтения).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта
Спортивный зал.
Спортивный зал размещен на 1 этаже здания МАОУ СОШ № 8. Площадь - 288,8 м2.
При спортивном зале имеются:
снарядные;
раздевальные для мальчиков и девочек;
раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.
Спортивный зал оснащен аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Оборудование спортивного зала:
табло электронное игровое с защитным экраном;
комплект скамеек;
стойки волейбольные универсальные на растяжках с механизмом натяжения,
волейбольной сеткой;
мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные;
мячи для метания;
маты гимнастические;
канат для лазания;
тренажер навесной для пресса;
ворота для мини-футбола;
баскетбольные щиты;
шведская стенка,
столы теннисные.
Лыжная база.
Оборудование: комплекты лыж и ботинок для различных возрастных категорий
учащихся.
Спортивная площадка.
Сдана в эксплуатацию в августе 2016 года. Площадь 8427 м2.
Оборудование:
1. Два поля для мини-футбола 20м*40м. Покрытие: искусственная трава с резиновым
наполнителем (крошкой).
Оборудование:
ворота для мини футбола – 4 шт.; сетка – 4 шт.; трибуны для зрителей.
2. Баскетбольная площадка 15м*28м с искусственным полиуретановым покрытием.
Оборудование:
3. баскетбольный щит – 1 шт.
4. Волейбольная площадка 9м*18м с искусственным полиуретановым покрытием.
Оборудование:
стойка волейбольная – 2 шт.; сетка для волейбольной площадки.
5. Полоса препятствий для старших школьников.
Оборудование:
ров – 6 шт.; лабиринт – 1шт.; забор с наклонной доской – 1шт.; разрушенный мост
– 1шт.; разрушенная лестница – 1 шт.; стенка с двумя проломами – 1 шт.
6. Площадка для воркаута с искусственным полиуретановым покрытием.
Оборудование:
скамья гимнастическая с упором для ног – 1шт.; комплекс – 1 шт.; рукоход
«Параллель» - 1 шт.; брусья – 1 шт.; турник «Спортсмен» - 1 шт.; стол теннисный
– 1шт.; рукоход двухуровневый – 1шт.; спортивный комплекс – 1 шт.; брусья –
спортивный комплекс – 2 шт.; турники разноуровневые – 1 шт.; турники с
гимнастическими кольцами – 1 шт.; каскад из 4х турников и скамьи для пресса – 1
шт.; лавка с упором- 1шт
7. Две круговые беговые дорожки длиной 250м с искусственным полиуретановым
покрытием.
8. Прямые беговые дорожки длиной 30м, 60м, 100м с искусственным
полиуретановым покрытием.
9. Яма для прыжков в длину.
При устройстве спортивной площадки предусмотрен дренаж для предупреждения
затопления её дождевыми водами.
Физкультурно-спортивное оборудование соответствует росту и возрасту учащихся.
Вход на спортивную площадку оборудован пандусом с поручнями.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания кабинета учителя – логопеда:
1. Специализированная система с регулированной рабочей поверхностью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Система виртуального управления средств.
3. Модульная система для работы с текстом и управления различными компонентами.
4. Универсальный цифровой планшет для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Азбука на магнитах (для слабовидящих).
Средства обучения и воспитания сенсорной комнаты:
1. Аудиокомплекс LG для проигрывания компакт-дисков для сенсорной комнаты с набором компакт-дисков для релаксации и сенсорной стимуляции.
2. Доска пластиковая для развития мелкомоторных навыков.
3. Доска - мозайка пластиковая
4. Зрительно-вестибулярный тренажер "ЗЕВС" для профилактики зрения и гармонизации психо-эмоционального состояния.
5. Ионизатор воздуха «горный».
6. Источник света для зеркального шара «Зебра -50».
7. Капиллярный массажер «Релакс – Мурашечка».
8. Кресло «Кубик».
9. Кресло мягкое для релаксации.
10. Модульный блок для сухого бассейна.
11. Мягкий конструктор (набор).
12. Мяч малый игольчатый.
13. Мяч большой игольчатый.
14. «Остров круглый» 1500-700 модуль.
15. Панно «Кривое зеркало».
16. Пуф угловой.
17. Пуф круглый.
18. Световое фибероптическое волокно « Звездный дождь».
19. «Сенсорная тропа» комплект.
20. Софа для релаксации.
21. Сухой душ.
22. Сухой бассейн «Волна».
23. Станок хореографический двухуровневый настенный.
24. Зеркала для занятий хореографией и ритмикой.
25. Фитболы (комплект из 5 шаров).
26. Шар зеркальный АС-2510 с приводом вращения.
27. Шар зеркальный АС-2510 с приводом вращения.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МАОУ СОШ № 8 создана безбарьерная среда для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется:
1. Вывеска с наименованием учреждения, адресом, режимом и графиком работы учреждения, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
2. Пандус с поручнями (при входе в здание учреждения).
3. Система вызова помощника (кнопка вызова персонала) с пиктограммой.
4. Доступная входная группа с контрастными желтыми кругами.
5. Мнемосхема 1 этажа.
6. Мобильный (приставной) пандус – платформа.
7. Кресло для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
8. Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.
9. Доступная санитарная комната для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, оснащенная поручнями.
Специальные условия питания
Для обеспечения питания учащихся в МАОУ СОШ № 8 имеется: столовая, оборудованная современным технологическим оборудованием, обеденный зал на 230 посадочных мест, буфет.
В 2023 году горячее питание учащихся в МАОУ СОШ № 8 осуществляется индивидуальным предпринимателем А.А. Смышляевым на основании договора на оказание услуг по обеспечению горячим питанием № 1/2023 от 02.12.2022 г.
На основании Постановления Администрации Североуральского городского округа от 27.11.2018 № 1247 "Об организации бесплатного питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Североуральского городского округа" для учащихся учреждения предусматривается:
1) бесплатное одноразовое горячее питание (завтрак или обед) для учащихся 1 - 4 классов;
2) бесплатное одноразовое горячее питание (завтрак или обед) для льготных категорий учащихся 5 - 11 классов (на основании заявлений родителей и предоставленных соответствующих документов), а именно: дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей;
3) бесплатное двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для учащихся 1- 11 классов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Услуга по обеспечению горячим питанием оказывается с соблюдением норм и требований действующего санитарного законодательства РФ, санитарно – эпидемиологических правил и нормативов к организации питания учащихся. Ежедневный контроль качества питания осуществляет бракеражная комиссия.
Специальные условия охраны здоровья
Условия
охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленномзаконодательствомв
сфере охраны здоровья;
2) организацию питания учащихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных
занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны
труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний,
оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение учащимися в соответствии
сзаконодательствомРоссийской Федерации медицинских осмотров, в том
числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической
культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику изапрещениекурения табака
или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ,
их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в МАОУ
СОШ № 8;
9) профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в МАОУ
СОШ № 8;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических
мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
2. Организация охраны здоровья учащихся (за исключением
оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и
диспансеризации) осуществляется МАОУ СОШ № 8.
3. Организация оказания первичной
медико-санитарной помощи учащимся осуществляется органами исполнительной власти
в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учащимся
медицинскими организациями.
4. В МАОУ СОШ № 8 созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе обеспечивается:
1) наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время пребывания в
МАОУ СОШ № 8, осуществляется на основании Приказа Минобрнауки
России от 27.06.2017 № 602 (ред. От 01.07.2019) «Об утверждении Порядка
расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность» (зарегистрировано в Минюсте России
29.09.2017 № 48372).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия
доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ СОШ № 8 и с
другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия
для слабовидящих. Доступ к информационным системам для учащихся, в т.ч.
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в кабинетах
информатики, школьной библиотеке, расположенной на первом этаже, под
руководством педагогов, тьюторов, ассистентов. При работе на компьютерах дети с
ограниченными возможностями здоровья могут использовать универсальный цифровой
планшет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МАОУ СОШ № 8 имеются специальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Технические
средства образования учащихся с ОВЗ отвечают как общим, так и особым
образовательным потребностям данной группы учащихся.
В
МАОУ СОШ № 8 выделены отдельные специально оборудованные помещения для
реализации курсов коррекционно-развивающей области.
При организации
учебного места учитываются возможности и особенности аффективной и
коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания,
памяти. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места
для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью
в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, предусмотрены
места для отдыха и проведения свободного времени.
Технические
средства коллективного пользования.
Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и учащиеся
с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и другие средства для
повышения уровня восприятия учебной информации учащимися с различными
нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой
дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для
информирования родителей имеется официальный сайт учреждения, электронный
дневник.
Учебные кабинеты МАОУ СОШ № 8 оборудованы специальными
техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в
том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
сенсорные панели
мультимедийные комплексы (проектор и экран),
интерактивные доски,
ноутбуки ученические,
оборудованный лингафонный кабинет,
телевизоры,
МФУ.
Технические
средства обучения и специальное учебное оборудование, как один из неотъемлемых
компонентов, в максимальной степени присутствует в учреждении при создании
инклюзивного образовательного пространства для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями.
Технические
средства индивидуального пользования.
Для реализации
адаптированных образовательных программ в учреждении имеются специальные
помещения:
комната для
релаксации (сенсорная комната);
двигательная зона;
игровая комната;
кабинеты для
индивидуальной работы специалистов.
Каждое помещение
оснащено специальным оборудованием:
- игровая комната
комплектуется в зависимости от возраста детей и их интересов («Сухой бассейн»,
панно «Кривое зеркало»);
- в комнате
релаксации – мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование с набором
музыкальных записей и звуков природы, капиллярный
массажер «Релакс – Мурашечка», световое фибероптическое волокно «Звездный дождь»,
софа для релаксации;
- двигательная
зона комплектуется в зависимости от возраста и предпочтений детей.
Учебное
пространство четко зонировано по видам деятельности, в частности, в классе имеется
учебная зона и зона отдыха (игровой уголок), оборудованные:
- стендами с
опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания,
схемы и т.п.);
- ПК, проектором,
экраном и т.п.;
- стеллажами с
книгами.
Также используются
наглядные материалы, которые хорошо структурированы.